Урок английского языка животные континентов. Урок-конспект на тему " животные". I. Начальный этап урока

Урок разделен на этапы.

Блок 1. Блок мотивация:

С весёлым настроением учитель начинает урок с приветствия, узнает, как настроение у девочек и мальчиков. С помощью вопросов узнает, какой сегодня день недели.

Teacher (T): Good morning, children! Glad to see you again! How are you, girls? How are you, boys?
Children(C): Fine, thank you
T: Is it Sunday today?
C: No, it isn’t
T: Is it Monday today?
C: No, it isn’t
T:What day is it today?
C: It’s Wednesday today.

Педагог показывает картинку своего пса и рассказывает небольшую историю про прогулку с ним по парку. Сегодня мы будем говорить о наших любимых животных, петь песни, играть в игры и выполнять задания. Для начала нам нужно выучить названия животных.

T: On Wednesdays I walk with my dog in the park. Look! I’ve got a picture of my dog. Its name is Terry. Terry likes to run and to play. She likes ham and porridge. Do you like my dog?
C: Yes, I do!
T: Today we will speak about animals, sing a song, do some tasks and play some games.

Блок 2. Блок творческого разогрева

Речевая зарядка. Warming up.

Well, eyes, are you ready?
Yes, we are. (дети пальчиками поглаживают глаза круговыми движениями)
Ears, are you ready?
Yes, we are. (поглаживают уши)
Hands, are you ready?
Yes, we are. (хлопают в ладоши)
Legs, are you ready?
Yes, we are. (топают ногами)
Shoulders, are you ready?
Yes, we are. (вращательные движения)
Children, are you ready?
Yes, we are. (обнимают себя)

Блок 3. Содержательная часть

а) Guess , what am I ? (Загадки)

Раздается стук!!! Педагог объясняет детям, что стучат животные в коробке, но они не хотят выходить, пока дети не разгадают о них загадки.

T.: Who is knocking? Listen! There are animals in this box. What are they?

(I have some riddles for you. Listen and guess)

I am big. I’m brown.

I can go, run, climb and swim.

What am I? (A bear)

I’m small. I’m grey.

I like cheese, meat.

I don’t like cats.

What am I? (A mouse)

I am small. I’m nice.

I can jump, run and play.

What am I? (A cat)

My ears are long.

What am I? (A hare)

I can jump. I cannot run.

What am I? (A frog)

I am big. I am pink.

What am I? (A pig)

T.: Very good. That’s right.

Ученики отвечают.
Монолог педагога сопровождается демонстрацией иллюстрированных картинок с животными. он говорит о том животные очень разные, описывает их внешний вид.

T: Well, many people picture something furry with four legs and a tail. Some animals do have fur but others have smooth skin. Many have legs, but some have none. Some do not have a brain or even a head. Some animals are big and others are tiny. There are millions of kinds of animals living all over the world. They live in water, land, underground and in the air.

А сейчас мы поиграем в другую игру.

b) Игра (Who is missing) « Кто пропал »

T: Ребята, слово животные на английском языке будет - «animals», давайте ещё раз повторим и запомним названия животных.

Дети закрывают глаза, педагог убирает одно животное.

T: What animal is missing?

Какое животное пропало? (обращение к конкретному ребёнку)

C: It is а pig. (Дети называют название животного на английском языке)

c ) Расставь буквы в соответствии с цифрами.

T: Very good, and now we must know how to write this worlds.

Детям нужно не только уметь выговаривать новые слова, но и уметь их писать, поэтому следующее задание будет на составление слов .

Блок 5. Психологическая разгрузка

Т: Ребята! Каждое животное по-своему двигается, прыгает или бегает. Давайте мы тоже с вами разомнемся и подвигаемся.

Дети стоят в кругу.

Проводится физминутка в сопровождении музыкальной презентации на английском языке (https://www.youtube.com/watch?v=DfcGXWqcG8E) .

Блок 6. Головоломка

a ) Кроссворд

Дети разгадывают кроссворд. Нужно найти 10 слов названий животных .

b ) Игра «Суперугадайка» (чей след)

Т: Демонстрация следов животных на бумаге формат А4.

На столе находятся изображения следов.

Дети должны догадаться, какое животное оставило след.

Марина Кожинская
Занятие по английскому языку по теме «Animals» («Животные»)

Занятие по английскому языку в старшей группе

Тема “Animals” («Животные » )

Цели : введение лексики и лексико-грамматической конструкции по теме “ Animals”

Задачи :

Ввести новую лексику и лексико-грамматической конструкции по теме “ Animals”

Первичная отработка и закрепление новой лексики и лексико-грамматической конструкции по теме “ Animals” : mouse, bear, frog, dog, hare, It is a…;

Прослушать и начать разучивать песню “Little mouse”;

Формировать положительное отношение к иностранному языку .

Оборудование : ноутбук, мягкие игрушки– медведь Кенни, собака, заяц, лягушка, мышка, макет – сыр, картинки с изображением мышки, собаки, лягушки, медведя, зайца, фермы; наклейки животных для фермы ; раскраски с животными ; аудиозаписи песен : “Hello”, “Little mouse”, “Good-bye!”.

Ход занятия:

1. Организационный момент

В. Просит детей сделать круг и сесть на стульчики :

Stand in a circle,

Now sit in the circle,

One, two, three!

В : Hello! Say hello to Kenny. Kenny: “Hello, I’m glad to see you.” Let’s sing the “Hello” song.

2. Введение в сюжет занятия

В : Кенни хочет узнать, как у вас дела? Kenny: “How are you?” Как мы ответим на вопрос : “How are you?”

В : “I’m fine, thank you” (Кенни задает вопрос каждому ребенку)

3. Введение и первичная отработка новой лексики и лексико-грамматической конструкции по теме “ Animals” : mouse, bear, frog, dog, hare, It is a…

В : Сегодня на занятие к нам пришли гости . Давайте их отгадаем!

В : Живет в норке,

грызет корки.

Короткие ножки;

боится кошки. (Мышь)

На английском мышь – mouse . (Показывает картинку) Repeat after me – mouse.

В : Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь) Bear. Repeat after me – bear.

В : Летом в болоте ее вы найдете. Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка) Frog.

В : Заворчал живой замок , лег у двери поперек. Две медали на груди. Лучше в дом не заходи! (Собака) Dog.

В : Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Зайчик) Hare.

В : Let’s play the game ‘Pass the word’. Воспитатель передает по кругу картинки, дети по очереди называют по-английски название животных .

В : It’s time for the game “What’s missing?”

Дети закрывают глаза, а педагог убирает одну игрушку. Затем дети открывают глаза и отгадывают, какая игрушка спряталась. Главное условие – назвать животное на английском языке .

В : Look! This is a happy farm. Давайте отправим наших новых друзей на веселую ферму. Воспитатель наклеивает на плакат с изображением фермы животных , которых изучили на данном занятии при этом говорит слова : “Hello, I’m mouse! Hello, hello, hello! Hello, I’m dog, etc. Look at the farm. What is it? It is bear (hare, dog, mouse,frog) .

4. Физкульминутка

В : Let’s play the game little mouse. It is a cheese. (Это сыр) Один из вас – мышка. Мышка сидит в кругу напротив сыра и закрывает глаза. Тот, кого я задену рукой прячет у себя сыр. Мышка открывает глаза и пытается догадаться у кого сыр.

5. Разучивание песни “Little mouse”

В : Listen to the “Little mouse song”

Little mouse, little mouse,

Funny little mouse, funny little mouse!

Little hands, little feet, (hold up hands, wiggle fingers)

Little mouse is very sweet! (open and close eyes)

Little mouse, little mouse.

В : Repeat after me. (Повторяют фразы за воспитателем)

В : Listen to the “Little mouse song” once more.

6. Первичное закрепление новой лексики по теме “ Animals” : mouse, bear, frog, dog, hare

В : Let’s paint these pictures.

В : Show me hands. Show me feet. (Показывает руки, ноги у животных )

7. Подведение итогов

В : Ребята, с какими животными вы сегодня познакомились? Ребята, нам пора прощаться с Кенни.

Давайте споем песню “Good-bye!”

Bye-bye for now,

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя – Петрусева Наталья Николаевна, учитель биологии I категории

Класс – 5

Тема урока – «Животные.Простейшие».

цель

формирование знаний об особенностях строения и жизнедеятельности одноклеточных животных (простейших)

Тип, вид урока

открытие новых знаний.

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится называть особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных; называть части тела простейших; сравнивать одноклеточных представителей царств растений, бактерий и животных; будет знать представителей простейших и приводить примеры.

Планируемые личностные результаты

Будут сформированы мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению предмета, нравственно-этическое оценивание содержания материала; доброжелательное отношение к мнению другого человека; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные – научится работать с предлагаемой дополнительной информацией, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.

Познавательные – научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией.

Коммуникативные – научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач, будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и дискуссии.

Используемые технологии

здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками, схемами), практические (составление схем, поиск информации), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Понятия, термины

одноклеточные, простейшие, амёба, инфузория, эвглена зеленая

Оборудование

учебник, дополнительные информационные материалы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) , мультимедийное оборудование, презентация. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Образовательные ресурсы

1. Учебник А.А.Плешаков, НИ Сонин Биология. Введение в биологию 5 класс Москва Дрофа 2016г

Этап урока и цель

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Орг. момент.

цель для учителя:

- приветствие детей;

- настрой на работу:эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала;

- запись в журнале.

СЛАЙД 1

Приветствует обучающихся:

- Добрый день! Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку, ведь нам сегодня для работы на уроке понадобятся и ручки, и карандаши.

Организация внимания школьников:

Кто готов сегодня отвечать на «5»?

Осуществляют подготовку к уроку, проверяют наличие ручек, тетрадей учебников.

Поднимают руки, кто готов отвечать на «5».

Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные : слушают учителя.

Регулятивная : демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

цель для учителя:

проверить и оценить степень усвоения изученного на предыдущих уроках материала и на их основе актуализировать опорные знания

Давайте с вами вспомним, что такое «систематика» и «систематическая категория»?

Для чего человек разделил все живые организмы на группы? (Для удобства изучения)

Какая из изученных нами систематических категорий самая большая? (Царства)

Какие царства мы с вами уже изучили? (Вирусы, Бактерии, Растения)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников, комментируют или исправляют их.

Познавательные : устанавливают причинно-следственные связи в обозначенном круге явлений.

Регулятивная : осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, формулируют высказывания, логически выстроенные и понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

3. Организация работы в группах с одновременной взаимопроверкой.

цель для учителя: создать предпосылку для формирования проблемы урока

На партах изображения представителей изученных Царств и, в том числе, одноклеточных животных. Всех представителей надо распределить на 3 уже изученных Царства и группу «Не знаем».

Доска :

растения

бактерии

Не знаем

Выполняют задания в группах, распределяют рисунки живых организмов, комментируя свой выбор.

Осуществляют взаимопроверку и взаимооценивание.

Коммуникативные : работают в грппах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные : осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные : ориентируются по карточкам; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

4. Постановка цели и проблемы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

цель для учителя: сформулировать тему, проблему урока.

После того, как мы «разбили» все наши организмы по группам-Царствам, что мы видим? (Учитель подводит к мысли, что образовалась группа живых организмов, которую мы затруднились определить в одно из трёх изученных Царств)

Почему мы не можем отнести эти живые организмы к царству Бактерии? (Все эти «неизвестные» организмы имеют клеточное строение)

Почему мы не можем отнести эти живые организмы к царству Грибы? (Все эти «неизвестные» организмы имеют ядро)

Почему мы не можем отнести эти живые организмы к царству Растения? (Все эти «неизвестные» организмы не имеют хлоропласты)

Кто же эти таинственные незнакомцы? Они относятся к группе организмов, о которых идёт речь в загадке. (Учитель загадывает загадку)

СЛАЙД 2

Они шипят и клюются,
И в руки совсем не даются.
Рычат, мычат и мяукают,
Бывает, что даже хрюкают.
Смешные, большие, пушистые,
Колючие и когтистые.
Стрекочут, жужжат и чирикают,
Кусают, хватают, пипикают.
В болоте, в лесу или дома,
Нам с детства они все знакомы.
Ну, что же, мой друг, постарайся,
О ком идет речь, догадайся?

(Лана Луканова)

Итак, наши таинственные незнакомцы относятся к животным, о которых сегодня мы и начинаем говорить. (Записывается первая часть темы – «Животные»)

- Почему определение этих животных вызвало у вас затруднения? (На экране изображение Фауны - богини животного мира)

- Посмотрите на древнегреческую богиню Фауну, кого мы видим рядом с ней? Да, именно такими мы привыкли видеть животных, которые состоят из большого количества клеток. Но, оказывается, есть ещё и такие животные, которые состоят из всего одной клетки – это одноклеточные животные.

Просмотр видео-фрагмента (одноклеточные организмы)

Итак, о каких конкретно животных мы будем сегодня говорить? (Об одноклеточных животных) . (Записывается вторая часть темы – «Простейшие»)

Значит, что мы должны выяснить согласно нашей теме, какую поставить цель урока?

СЛАЙД 3

- цель урока: Какими особенностями строения и образом жизни должны обладать животные, состоящие всего из одной клетки?

СЛАЙД 4

Более 300 лет назад, в1675 году, голландский натуралист Антони ван Левенгук при помощи микроскопа рассматривал окружающий его мир. Взяв застоявшуюся воду из бочки, он увидел в ней движущие организмы. Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейших.

СЛАЙД 5

Царство животные

П/Ц Одноклеточные П/Ц Многоклеточные

(ПРОСТЕЙШИЕ)

(Примеры………………..) (Примеры………………)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, рассуждают, слушают ответы одноклассников, комментируют или исправляют их.

Дают ответ на загадку.

Формулируют тему урока, проблему урока, над которой будут работать.

С помощью учителя составляют схему, вписывают примеры многоклеточных животных.

Познавательные : устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, систематизируют информацию, ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией.

Регулятивные: ставят учебную проблему на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно.

Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к новым знаниям.

5. Изучение нового материала

цель для учителя: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный информационный материал с определениями основных понятий урока, изображениями по данной теме и таблицей для заполнения.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Организация работы с приложением.

Одновременный рассказ учителя, демонстрация учебного видео по данной теме.

СЛАЙД 6.

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА

п/п

Органоиды

Простейшие

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Оболочка

Цитоплазма

Ложноножка

Реснички

Пищеварительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Ротовое отверстие

Порошица

Хлоропласты

Светочувствительный глазок

Работают в парах с приложением и учебником, слушают учителя, смотрят видеофрагменты.

Заполняют самостоятельно таблицу, вписывают примеры Простейших в схему.

Регулятивные: анализируют объекты с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации; смысловое чтение; текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме.

Коммуникативные: принимают участие в работе группами, используют в общении правила вежливости, принимают другое мнение и позицию, строят понятные для партнёра высказывания, адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач, применяет умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и дискуссии.

Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение; умение контролировать и оценивать свои действия.

6. Первичное усвоение, контроль усвоения знаний и закрепление.

цель для учителя: установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания.

СЛАЙД 7

Итак, вернёмся к той проблеме, над которой мы работаем на сегодняшнем уроке.

(Цель урока: Какими особенностями строения и образом жизни должны обладать животные, состоящие всего из одной клетки?)

Выяснили ли мы особенности строения одноклеточных организмов? Проверим, что вы уяснили.

СЛАЙД 8

А. Устный опрос.

    Что объединяет все эти организмы? (одна клетка, ядро, цитоплазма, оболочка, – то, что есть в любой клетке и сократительная вакуоль)

    Для чего одноклеточным организмам нужны сократительные вакуоли?

    Как передвигается инфузория туфелька?

    Какой одноклеточный организм передвигается с помощью ложноножек?

    С помощью чего перемещается эвглена зелёная?

Физкультминутка: Показываем, как движется амёба, инфузория, эвглена.

    У какого простейшего есть ротовое отверстие?

    А у какого простейшего рот может возникнуть на любом месте?

    Дышат ли простейшие? (Да) Как? (Всей поверхностью тела)

    У какого одноклеточного организма есть светочувствительный глазок?

    Сделайте вывод: как особенности строения связаны с образом жизни Простейших?

    Можно ли сказать, что простейшие самостоятельные организмы Царства животные? По каким признакам? (Одноклеточный организм, являясь самостоятельным и независимым объектом, выполняет те же функции, что и многоклеточный: питается, двигается, размножается. Его клетка «мастер на все руки», делает всё то, что у других животных делают особые органы.)

Возвращаемся к первой таблице на доске «Разделение на Царства». Исключаем признаки всех изученных организмов, приходим к выводу, что…

СЛАЙД 9. Формирование вывода-обобщения.

…Простейшие сочетают в себе свойства клетки и самостоятельного живого организма, относящегося к Царству Животные.

Переворачиваем надпись «? (Не знаем)», на обратной стороне «Животные»

СЛАЙД 10

Достигнута ли цель, которая была поставлена в начале урока? (Да)

Биологические задачи:

1. Известно, что эвглена на свету питается веществами, образовавшимися в хлоропластах. Погибнет ли эвглена в темноте?

2. Потомство одной инфузории – туфельки за год может достигнуть 75х10 108 особей. По объему такое количество инфузорий заняло бы полный шар диаметром в расстояние от Земли до Солнца. Почему в природе этого не происходит?

Регулятивные : самопроверка, взаимопроверка, оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить; волевая саморегуляция; анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей;

Личностные: смысловое чтение; самостоятельная работа с учебником; ориентация на творчество; умение сотрудничать, осмысление своих действий; самооценка

Коммуникативные: адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач, применяет умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и дискуссии.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

цель для учителя: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

    Выучить записи в тетради.

    Подготовить сообщения-презентации на тему «Значение простейших в природе и жизни человека»

Регулятивные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей, умение структурировать знания в устной форме.

Рефлексия (подведение итогов урока)

цель для учителя: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего эмоционального состояния и поведения, мотивации своей деятельности.

Наш урок подходит к логическому завершению.

Какое новое знание мы открыли?

Комфортно ли вам было на уроке?

Какую оценку вы поставили бы себе за урок?

Просмотр содержимого документа

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ЗАДАНИЕ 1. а) Прочитайте текст об амёбе обыкновенной.

Амёба – свободноживущее микроскопическое животное. Ее можно обнаружить в небольших мелких прудах с илистым дном. Тело амёбы достигает в размерах 0,1–0,5 мм. Внутри клетки находится ядро и цитоплазма.Форма тела амёбы постоянно меняется из-за образующихся в разных его участках лопастеобразных выпячиваний цитоплазмы, называемых псевдоподиями (ложноножками). Эти временные структуры служат для передвижения и захвата пищи. Несмотря на примитивное строение, амёба вполне самостоятельный организм.Амёба – всеядное животное. Ее пищу составляют водоросли, жгутиковые, инфузории. Как только амёба оказывается рядом с потенциальной добычей, ее цитоплазма образует несколько ложноножек, которые окружают жертву. Из цитоплазмы, окружающей добычу, выделяется пищеварительный сок. Образуется пищеварительная вакуоль. После усвоения растворенной пищи, непереваренные остатки выбрасываются наружу.

ЗАДАНИЕ 2. а) Прочитайте текст об инфузории туфельки.

Инфузория туфелька – обитатель стоячих водоемов с большим количеством разлагающегося органического материала. Она имеет удлиненное тело длиной 0,1–0,3 мм, форма которого постоянна. Все тело инфузории покрыто продольными рядами многочисленных коротких ресничек, при помощи которых туфелька плавает тупым концом вперед. Инфузория туфелька отличается от других простейших сложностью внутриклеточной организации. Ее цитоплазма содержит два ядра (большое и маленькое).Питание. Ближе к переднему концу тела инфузории находится постоянное углубление – ротовая воронка, которое ведет в глотку. Реснички желобка постоянно работают, создавая ток воды. Вода подхватывает и подносит ко рту основную пищу туфельки – бактерий. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме вокруг них образуется пищеварительная вакуоль. Переваривание пищи и усвоение питательных веществ у туфельки происходит так же, как и у амёбы. Непереваренные остатки выбрасываются наружу через отверстие – порошицу.

б) 3аполните таблицу отметьте знаком «+» и «-» признаки простейшего.

ЗАДАНИЕ 3. а) Прочитайте текст об эвглене зеленой.

Зеленая эвглена – необычное существо. Эвглена живет в пресноводных водоемах, богатых растворенными органическими соединениями. Тело эвглены вытянутое, длиной около 0,05 мм. Его передний конец притуплен, задний заострен. У эвглены нет клеточной стенки. Наружный слой цитоплазмы плотный, он образует вокруг тела эвглены оболочку. На переднем конце тела эвглены находится жгутик, при помощи которого она передвигается. В ее цитоплазме расположен светочувствительный глазок. Питание эвглены. В цитоплазме эвглены содержится около 20 хлоропластов, придающих ей зеленый цвет. В хлоропластах находится хлорофилл. На свету эвглена питается, как растение, – при помощи процесса фотосинтеза. В темноте она усваивает готовые органические вещества, образующиеся при разложении различных отмерших организмов.

б) Заполните таблицу отметьте знаком «+» и «-» признаки простейшего.

Таблица «Сходство и различие простейших»

п/п

Органоиды

Простейшие

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Оболочка

Цитоплазма

Ложноножка

Реснички

Пищеварительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Ротовое отверстие

Порошица

Хлоропласты

Светочувствительный глазок

Цель: закрепить знания о различных видах животного мира, его многообразии.

Задачи: формировать представление о роли человека в жизни животных; расширять кругозор учащихся; учить выделять главные аспекты, рассуждать, делать выводы; развивать интерес к познанию мира животных.

Тип занятия: соревнование.

Виды работы: коллективный, групповой, фронтальный.

Оборудование: картинки животных, книги о животных, плакаты, DVD, карточки с названием групп животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем соревнования. Я группу разделю на 3 команды «Звездочка», «Пятерочка», «Ракета» за каждый правильный ответ команда получает «+».

2. Тема нашего занятия «Я исследую животный мир. Мир животных».

А кто такие животные? К какой природе они относятся? Докажите?

А) - На какие две группы делятся все животные?

А почему называют домашними? Почему называют дикими?

Воспитатель предлагает представителям от команд взять картинки с изображением животных и разместить их на доске в нужную колонку. Команды проверяют. (Идет работа по составлению кластера.)

Б) С дикими и домашними животными мы разобрались. Где живут домашние животные мы, конечно, знаем. А вот где живут дикие животные, вы знаете? Я загадаю вам загадки, а вы найдете дом героя загадки на этом плакате и прикрепите картинку.

1. Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках. (Заяц.)

2. Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка, кто это? (Лягушка.)

3. Лежит веревка, шипит плутовка. Брать ее опасно – укусит. Ясно (Змея.)

4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.)

В) Животным для жизни необходимо питание. А чем питаются животные? На какие группы по виду питания делятся животные? Воспитатель предлагает командам по работать и назвать какие животные есть на земле.

3. Физминутка

4. Воспитатель предлагает послушать рассказ о разновидностях животных. На Земле обитают около 2-х миллионов видов животных. Чтобы было легче их различать, изучать, все животные разделены на классы. Воспитатель предлагает вместе с детьми составить небольшой кластер на доске.

5. Предлагает детям просмотреть фильм о животном, которое живет среди нас, помогает нам. И нам кажется, что мы знаем о нем все. А вот и нет! Мы знаем его родственников. Итак, рубрика «Очевидно-невероятное». Посмотрев отрывка из фильма «Собаки» воспитатель задает вопрос:

Кто брат собаки?

Кого больше собак или волков?

Что между ними общего?

6. Воспитатель предлагает отдохнуть и командой собрать мозаику с изображением животного. А затем рассказать о нем. (1- кошка, 2 - дельфин, 3 – гуси.)

7. Животные всегда находятся вокруг нас. Они летают, бегают, плавают, защищают, кусают. О них сочиняют стихи, сказки и т.д. И даже в песнях встречаются наши братья меньшие. Сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я предлагаю вам прослушать песенки и назвать животное.

1. «От улыбки» - кто такой кузнечик?

2. «3 белых коня» - кто такие кони? Какое это животное?

3. «Песня Красная Шапочка» - о каких животных поет Красная Шапочка?

4. «Песня кота Леопольда» - от чьего имени исполняется эта песня?

8. Мы говорили и про исследовали диких и домашних животных. Где они живут и чем они питаются? В завершении занятия я предлагаю вам еще одно небольшое задание. Но не в командах а что бы вся группа поучаствовала в этом.

9. Итог занятия.

Зачем человеку нужны животные? Что они нам дают? Вы правы. Человеку животные необходимы не только, чтобы питаться, но еще наблюдая за ними, за их повадками люди учатся жить, оберегать друг друга. Ф.И. Достоевский сказал: «Кто не любит природу, тот не любит и человека». О какой любви говорил писатель? Как надо относиться к природе?

Я призываю:

Не разоряйте гнезда птиц, не мучьте животных, не убивайте лягушек.

Вешать кормушки, кормить животных, заботиться о них.

Закончить наше занятие хочется стихотворением, оно будет нашим обещанием перед взрослыми.

Нор звериных, птичьих гнезд

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцами и маленьким зверям

Хорошо живется с нами рядом!

Урок по теме «Как понять животных? Рассказы в картинках »

Целевые установки урока: а) развитие наблюдательности у детей, умения понимать поведение животных, их намерения по характерным движениям, позам; б) ориентация детей на чуткое, дружеское отношение к животным; в) формирование речевых умений описывать животных, их поведение, действия; г) развитие умения последовательно излагать мысли в повествовании; д) формирование умения в комплексном использовании словесных и несловесных средства для передачи мыслей и чувств в образной форме.

Ход урока

1. Чтение с помощью учителя текстового отрывка из песни «Жили у бабуси два веселых гуся» и исполнение этой песни с изображением поведения гусей: дети вытягивают шеи, прячутся в канавке, кланяются бабусе.

2. Разговор переходит на естественное поведение птиц в природе.

– Вам наверняка приходилось видеть, как гуси вытягивают шеи или наклоняют головы, покачивая ими. В песенке этим движениям давалось шутливое объяснение. А что они означают на самом деле?

Расшифровка движений гуся: поднятие головы вверх – выражение тревоги, голова спрятана под крыло – нерешительность и т. д.

Проводится лексическая работа: подбираются слова, обозначающие настроение гуся, его особенности (тревожится , волнуется , беспокоится ; храбрый – трусливый , боязливый ).

3. Формирование представлений о языке животных на основе обращения к личному опыту учащихся:

– Понимаете ли вы язык животных? Что означают их движения и позы

4. Работа по стр. 21 азбуки. Сравнение ситуаций, изображённых на рисунках.

Отвечая на вопрос азбуки, учащиеся объясняют, что животные своим рычанием, мурлыканием по своему «разговаривают», выражают своё настроение (сердитое, радостное). Отношение животных к человеку во многом зависит от того, как человек относится к животным.

5. Рассказы учащихся о своих домашних животных и о своём отношении к ним.

6. Чтение рассказа произведения «Ёж и заяц». Развитие умений передавать диалог «в лицах».

7. Обогащение лексического запаса учащихся.

Есть такое слово «съёжился», которое употребляют и по отношению к человеку, когда он принимает похожую позу. Когда человек съёживается и в каких случаях? (Когда ему холодно, когда он прячется, когда он неправильно сидит за учебным столом, согнув спину.)

8. Сочинение с элементами описания «Как ёжик спасается от врагов» на основе рисуночного письма.

Учитель на доске, а дети в альбомах, тетрадях рисуют защитную позу ёжика (колючий шарик), сопровождая его «наговариванием» вслед за учителем и его наводящим вопросам по отбору необходимых слов:

– Когда ёжик спасается от врагов, он сворачивается … (В клубочек? Комочек? Шарик?) Он прячет … (Лицо? Мордочку?) себе (Под животик? Брюшко?), а кверху вставляет (Колючки? Иголки? Шипы?).

После завершения рисунка, дети повторяют целиком текст своего сочинения.

9. Работа по стр. 22 азбуки. Определение темы урока, постановка учебной задачи:

– Будем учиться составлять «рассказы в картинках».

10. Составление рассказа «Тигр и зайцы».

По серии рисунков составляется устный рассказ. Предварительно анализируются поза и движения тигра, определяются намерения зверя: высматривает добычу, готовится к прыжку, прыгает. [Сноска, см. в конце урока. ]

Обучение рассказыванию в паре: дети делятся на слушателей и рассказчиков, затем они меняются ролями.

11. Логическое упражнение «Животные».

Начать выполнение этого задания, нужно обратив внимание на условный значок в азбуке. Кто назовёт, чьи это маски? (Маски льва, тигра, кота, леопарда.) Замените перечисление обобщающим словом (Маски животных.) Но животных много. Случайно ли отобраны именно эти? (Это животные так называемого семейства кошачьих.)

12. Задание «Выбери себе маску животного и изобрази его в движении».

Задание не следует понимать буквально: «маска» - это образ животного, и дети должны создать его с помощью жестов, движений, пластических возможностей своего тела. Учитель может пояснить, что пластические образы – своеобразный язык искусства.

13. «Расскажи и покажи».

Задание по составлению рассказа принимает усложнённый характер:

– Попробуем не только рассказать, но и показать историю про тигра и зайцев. У нас тоже будет «рассказ в картинках», то есть с изображением того, что рассказывается. Кто хочет изобразить роль тигра? А кто – убегающих зайцев? Условие: пользоваться только «языком» животных.

14. Работа по стр. 23 азбуки. Рассмотрение серии рисунков «В птичьей школе» и составление рассказа.

В процессе рассматривания рисунков уточняется понятие «насекомые».

Для ответа на вопрос азбуки «Для чего учитель показывал насекомых в птичьей школе и что из этого вышло?» дети передают сюжет: «Учитель показывал ученикам-птенцам насекомых, чтобы они могли сами добывать себе пищу. Учитель дал ученику лупу (увеличительное стекло), чтобы тот получше рассмотрел бабочку. Но бабочка сквозь увеличительное стекло показалась ученику такой и страшной, что тот от страха убежал с урока».

Как вы догадались о том, что произошло на уроке? Что вам помогло? (Помогло умение понять внутреннее состояние героев рассказа через их внешний вид. У птенца расширенные от страха глаза, раскрыт клюв. Внешний вид учителя выражает недоумение, непонимание того, что случилось.)

15. Привлечение внимания учащихся к построению текста-повествования.

Перед составлением рассказов учитель подчёркивает:

– Художник рассказал историю с помощью рисунков. Свой рассказ он разбил на три части: начало, середину, конец. Запомните, с чего начать рассказ, как продолжить, чем закончить. Это поможет вам не потерять мысль в своем рассказе.

16. Разыгрывание сценки «Случай на уроке».

Задание направляется на комплексное использование всех возможных средств (словесных и несловесных) выражения и передачи мыслей, чувств. Обсуждаются возможные слова учителя и ученика, воссоздаётся обстановка урока.

17. Итог урока. Даётся оценка выполнения учебной задачи: научились ли рассказывать «рассказы в картинках».

Примечание:

Анализ пластического образа героев сказок, особенностей их поведения, изображенных в иллюстративно-образной форме на рисунке, очень важен для детей, так как впоследствии им легче будет воссоздать эти картины в своем воображении при самостоятельном чтении текста.