Особенности теплорегуляции у детей. Симптомы и лечение переохлаждения у новорожденных Особенности терморегуляции у новорожденных

Внутриутробно плод находится в околоплодных водах, температура которых около 38,0 "С, тепло поступает ребенку через плаценту от матери, так как собственные механизмы терморегуляции еще не функционируют. При этом температура тела плода на 1 °С выше, чем у матери.

При рождении ребенок оказывается в среде с более низкой температурой, его кожа охлаждается, а это рефлекторно стимулирует самостоятельное дыхание, но только тогда, когда температура снижается в пределах 1,0-1,5 "С. Возможность увеличить собственную теплопродукцию (особенно если ребенок мокрый и раздет) низкая.

Для удовлетворительного состояния новорожденного необходима комнатная температура около 25,0 "С (для недоношенных до 28,0 °С), недопущение нахождения ребенка мокрым и неодетым, все процедуры следует выполнять на тепловом матрасе и под радиантным источником тепла; новорожденного нужно выкладывать только в кувез, предварительно согретый до 35,0 °С, необходим положительный телесный контакт с матерью.

Особенности терморегуляции у новорожденных

Нестабильность терморегуляции новорожденного обусловлена следующими факторами:

  • непропорциональное соотношение между малой массой тела новорожденного и относительно большой поверхностью его тела;
  • низкая теплоизоляция обусловлена наличием незрелого эпидермиса, плохой выраженностью (или практически отсутствием у детей с ЭНМТ) бурой жировой клетчатки и подкожного жирового слоя;
  • при рождении ребенка в условиях потери тепла испарением с кожи быстро возникает нарушение терморегуляции в виде гипотермии - температура кожи («оболочки») новорожденного снижается на 0,3 °С в минуту, а температуры внутренних органов («ядра» организма) - на 0,1 "С в минуту;
  • при охлаждении организма новорожденный не может адекватно увеличить потребление кислорода, что приводит к гипоксии;
  • в состоянии гипоксии значительно повышается потребление кислорода при обменных процессах (цикл Кребса) для поддержания адекватного уровня теплопродукции (необходима дополнительная оксигенация);
  • чем меньше гестационный возраст новорожденного, тем выше незрелость и функциональная недостаточность центральных механизмов терморегуляции (центр терморегуляции - область гипоталамуса).

Способы термометрии:

  • ректальная температура (риск травмы слизистой оболочки и перфорации прямой кишки, инфицирования, вагусная стимуляция) - среднее значение 37,5 °С, диапазон 36,8-37,6 °С;
  • аксиллярная температура - среднее значение 36,6 °С, диапазон 36,5-36,9 °С;
  • температура, измеренная в ротовой полости, - среднее значение 36,8 °С, диапазон 36,4-37,2 °С;

Для термометрии у детей используют электронные (показатели часто недостоверны), ртутные, ротовые (разрешены только с 4-летнего возраста) и ушные термометры.

Примечание . Для обогрева новорожденных не рекомендуется использовать резиновые грелки из-за невозможности контроля температуры воды.

При температуре поверхности пеленального столика и т. п. до 39-40 °С и выше - риск возникновения у новорожденного термического ожога.

Термометрия у новорожденных:

  • термометрию (по возможности) проводить в спокойном состоянии ребенка;
  • если новорожденный кричит, возбужден, то сначала желательно его успокоить, а температуру тела измерять спустя 15-20 мин;
  • перед проведением термометрии в подмышечной, паховой областях необходимо насухо их протереть;
  • для определения аксиллярной температуры термометр укладывают в подмышечную область и плотно прижимают плечо ребенка к грудной клетке, такое положение удерживают 5-10 мин;
  • для определения ректальной температуры новорожденного нужно положить на спину, поднять и развести ножки, смазать кожу в области ануса детским кремом или вазелиновым маслом, ввести термометр в задний проход ребенка на глубину 1,5-2,0 см, после чего свести ножки и удерживать в таком положении 3 мин, не выпуская из рук термометр (исключая риск травмы);

Новорожденный (особенно недоношенный) имеет свои индивидуальные показатели нормальной температуры тела, которые колеблются в зависимости от времени суток и способа термометрии. Однако существуют общие средние показатели нормальной температуры тела для новорожденных.

Показатели нормальной температуры тела новорожденных

Добрый день, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Как же мы всегда волнуемся за наших малышей, чтобы был здоров. И поэтому, когда речь идет о прогулках на свежем воздухе в холодное время года мы стараемся одеть малыша как можно теплее. Лучше пусть будет жарко, чем холодно, рассуждаем мы. Особенно беспощадны в этом вопросе бабушки.

Однако, не забывайте перегрев грудничка – опасное состояние для малыша. Дети еще не обладают достаточной терморегуляцией, поэтому любое некомфортная температура окружающей среды сказывается на их состоянии. Как не допустить перегрева или оказать первую помощь, если он уже случился?

Признаки и причины

Мы, взрослые, всегда склонны думать, что ребенок мерзнет, что его нужно кутать. Действительно, педиатры советуют одевать на грудничков на один слой больше одежды, чем на взрослого. Но перестараться и получить тепловой удар очень легко.

Причинами перегрева могут стать:

  • долгое пребывание на солнце или в душном, жарком помещении;
  • купание при температуре выше допустимой;
  • слишком жаркая одежда;
  • несоблюдение водного режима (кроха пьет мало воды).

Не стоит забывать, дорогие читатели, что перегреться можно и дома в сильную жару, и даже зимой на улице, если ребенок чрезмерно укутан.

Симптомы перегрева грудничка следующие:

  • плохой аппетит;
  • капризы, истерики;
  • сильная жажда;
  • кожа красная или, наоборот, синяя или бледная;
  • тело горячее, иногда покрывается холодным потом;
  • глаза западают;
  • слизистые во рту сухие;
  • вялость, сонливость;
  • тяжелое учащенное дыхание;
  • пульс слабый;
  • рвота, понос;
  • повышенная температура тела;
  • в тяжелых случаях может наблюдаться потеря сознания и даже кома.

По этим признакам легко догадаться, что у ребенка . Стоит обратить внимание на те области на теле, где могут появляться опрелости: это еще один признак отсутствия комфортной температуры для малыша.

Что делать?


Рассмотрим, что делать при перегреве грудничка, если самое неприятное уже произошло. Первая помощь взрослых будет зависеть от того, какова причина перегрева.

  • Если малыш долгое время пребывал на солнце, его нужно отнести в тень. При длительном пребывании в жарком помещении снимите с крохи всю одежду, чтобы кожа дышала.
  • Положите грудничка так, чтобы головка была приподнята. Нежелательно держать малыша на руках: дополнительное тепло будет исходить от тела взрослого и только провоцировать продление теплового удара.
  • Если младенец потерял сознание, и вы точно знаете, что он не спит, поднесите к его носу ватку, смоченную в нашатырном спирте. При необходимости сделайте искусственное дыхание.
  • Чтобы быстрее снять первые симптомы, смочите полотенце в прохладной воде и оботрите тельце. Можно смочить прохладной (но не холодной!) водой.
  • Чаще поите грудничка, давая воду небольшими порциями по несколько глотков.
  • Сделайте массаж ручек и ножек, чтобы восстановить кровообращение.
  • Если поднялась температура, дайте жаропонижающее лекарство на основе ибупрофена. Нежелательно давать парацетамол, поскольку он направлен на снижение температуры в период инфекции.
  • При перегреве в ванной следует прекратить купать ребенка и оказать первую помощь, как было описано выше.

Вызывайте врача, если симптомы вызывают у вас волнение или реакция малыша не такая, как вы ожидали. И просто, волнуетесь, вызывайте врача! Лучше перестраховаться.

Для ликвидации теплового удара легкой степени этих действий бывает достаточно. Не забывайте, дорогие читатели, что понос, рвота и повышенная температура могут держаться в течение нескольких суток.

Если состояние малыша резко ухудшается, кожа синяя, он теряет сознание, появляются судороги, следует вызвать скорую помощь.

Как не допустить?

Лучше всего не допускать перегрева, чем потом лечить кроху. Меры профилактики очень простые, но почему-то не все родители их соблюдают. Отличные рекомендации дает доктор Комаровский: они легко выполнимы:

  • Температурный режим в доме не должен превышать 19-22 градуса. При такой температуре в помещении ребенок может быть одет в хлопковый костюмчик и не нуждается в дополнительном слое одежды.
  • Правильная одежда во время прогулки не должна предполагать больше слоев, чем на взрослом. Старайтесь, чтобы все вещи были выполнены из натуральных тканей: синтетическая одежда создает парниковый эффект.
  • В жаркую погоду нужно гулять утром до 11 часов или вечером после 16.00: в полдень на улицу лучше не выходить и избегать солнечных лучей.


  • В первый год жизни ребенка лучше не выезжать на морские курорты, поскольку резкая смена климата может отрицательно сказаться на здоровье крохи. Лучшим местом для отдыха станет лес или речка.
  • Поите кроху чистой водой. Сладкие напитки давать не нужно.
  • Не перекармливайте малыша тяжелой пищей, особенно в жаркую погоду. Самый сытный прием пищи должен быть в вечернее время.
  • Летом при выходе на улицу обязательно одевайте малышу головной убор, больше находитесь в тени.
  • При необходимости пользуйте кондиционерами в помещении, если охладить комнату другим способом нет возможности. Во время работы прибора лучше вынести ребенка из комнаты, поскольку направленные потоки холодного воздуха могут привести к простуде или воспалению легких.

Соблюдение этих нехитрых правил позволит избежать перегрева и сохранить здоровье крохе.

Известно, что центральным системообразующим фактором каждой функциональной системы является результат ее деятельности. Приспособительным результатом деятельности системы терморегуляции является поддержание оптимальной температуры в организме, обеспечивающей нормальное течение его обменных процессов.

У плода терморегуляция обеспечивается за счет матери. Теплопродукция плода составляет всего 10-15% теплопродукции матери, а теплоотдача происходит через плаценту, что при постоянной температуре окружающей плода среды позволяет сохранить его изотермию.

Основной особенностью системы терморегуляции у детей является недостаточность ее регуляторных процессов. Несовершенство механизмов терморегуляции у детей объясняется рядом причин:

  • незавершенным развитием нервного центра химической терморегуляции;
  • несовершенством механизмов теплоотдачи (физической терморегуляции). У детей недостаточно развиты сосудодвигательные реакции, регулирующие кровоснабжение кожи и, следовательно, теплоотдачу;
  • большей относительной поверхностью тела ребенка - чем младше ребенок, тем большая поверхность тела приходится на единицу массы. Поскольку величина теплоотдачи зависит от величины поверхности тела, у детей этот процесс осуществляется более интенсивно по сравнению с взрослыми. В связи с этим потребность в образовании тепла также выше у детей, чем у взрослых;
  • особенностями строения кожи как периферического аппарата физической терморегуляции (обильность кровоснабжения, тонкость эпидермального, подкожно-жирового и рогового слоев, слабое развитие потовых желез).

Усиление теплопродукции при охлаждении или ослабление при нагревании (химическая терморегуляция) наблюдается уже у грудных детей. Особенностью механизмов увеличения теплопродукции у детей грудного возраста является отсутствие терморегуляторнои реакции дрожания. Усиление теплопродукции мышц при охлаждении достигается у них повышением так называемого терморегуляторного тонуса. Это доказывается регистрацией биоэлектрической активности мышц, которая увеличивается при охлаждении ребенка. У новорожденных важным источником тепла является бурая жировая ткань.

Механизм отдачи тепла (физическая терморегуляция) у новорожденного и грудного ребенка развит недостаточно, поэтому очень легко происходит столь опасное для ребенка перегревание. У новорожденных детей уже осуществляется рефлекторная регуляция просвета кожных сосудов: сужение сосудов кожи при холодном воздействии как на месте охлаждения, так и на симметричном участке кожи. Но латентный период реакции велик, а интенсивность мала. Таким образом, в раннем возрасте основным механизмом, поддерживающим постоянство температуры тела, является химическая терморегуляция. С возрастом увеличивается роль физической терморегуляции. В качестве границы перехода от одного типа поддержания постоянства температуры тела к другому выделяют 9-летний возраст.

После 1-1,5 лет до 4-5 лет отмечается большой поток тепла через единицу поверхности тела (скорость роста замедляется, интенсивность основного обмена еще высокая). Высокий уровень теплопродукции в этом возрасте служит фактором компенсации потерь тепла, обусловленных недоразвитием физической терморегуляции. В 6-7-летнем возрасте отмечается увеличение возможности физической терморегуляции с одновременным снижением роли химической (развитие мышечной стенки артерий и артериол, увеличение возможности перераспределения крови). В возрасте 10 лет для девочек и 11-12 лет для мальчиков (препубертатный период) в результате гормональных перестроек происходит снижение возможностей физической терморегуляции, которая компенсируется возрастанием роли химической терморегуляции. С появлением первых признаков полового созревания отмечается становление достигнутого к 10 годам соотношения баланса физической и химической терморегуляции. Физическая терморегуляция совершенствуется тем интенсивнее, чем раньше начаты закаливающие мероприятия.

Вследствие несовершенства механизмов терморегуляции организм ребенка отличается термолабильностю, т.е. неустойчивостью температуры. Эта термолабильность особенно резко выражена у детей раннего возраста. Так, прием пищи, беспокойство, движения, сон, голод, случайные охлаждения очень легко сказываются на их температурной кривой. С 6-10 мес эти колебания становятся меньшими. Имеется высокая зависимость температуры тела от температуры окружающей среды: если она ниже 20°С, то наступает быстрое охлаждение новорожденного, выше 35°С - перегревание.

Температура тела у только что родившегося ребенка (при измерении в прямой кишке) колеблется от 37,7 до 38,2°С, т.е. обычно на 0,1-0,6°С выше ректальной температуры матери. Это зависит от способности плода к самостоятельной теплопродукции. Через 30-60 мин после рождения температура тела у ребенка заметно снижается и через 2-3 ч падает на 2,0-2,5°С. Затем у здоровых детей температура вновь начинает повышаться и через 12-24 ч (иногда через 2-3 дня) достигает 36,0-37,0°С. Сильно выражена температурная асимметрия разных участков кожи. В течение еще нескольких дней температура у новорожденных носит несколько беспорядочный характер, и лишь постепенно устанавливается температурная кривая, свойственная здоровым детям грудного возраста. Причинами первоначального снижения температуры тела у новорожденных является резкое изменение температуры окружающей среды и не сразу установившаяся у новорожденного физическая терморегуляция.

Для грудного ребенка не характерна монотермия. Средние колебания разницы между максимальной и минимальной температурами в течение суток у новорожденных равны приблизительно 0,4°С, а у более старших детей могут доходить до 1°С. К полугоду формируется суточный ритм изменений температуры тела.

Новорожденный легко переносит снижение температуры тела на 3-4°С, но очень тяжело - повышение. Перегревание ребенка наступает чрезвычайно легко, так как у него малая масса тела и для ее нагрева требуется меньше времени и энергии. Если температура повышается более чем на 2°С, то это вызывает не только болезненное состояние, но представляет опасность для жизни. Этим, по-видимому, объясняется особенность и биологическая целесообразность сосудистых реакций на ранних стадиях онтогенеза - расширение сосудов как на согревание, так и на локальное охлаждение кожи. Однако имеется и риск переохлаждения организма, так как увеличение теплопродукции может происходить не более чем в 2 раза, и только за счет химической терморегуляции, практически отсутствует механизм холодовой дрожи, низкая чувствительность холодовых рецепторов.

Постепенно сосудистые реакции становятся более совершенными: уменьшается их латентный период, продолжительность, скорость возвращения к исходному уровню. Но даже к 7-12-летнему возрасту они не достигают уровня взрослых.

Установлено, что между величиной температуры кожи и возрастом человека имеется обратная зависимость: чем он младше, тем выше температура его кожи. У лиц женского пола в возрасте 8-12, 18-25 лет температура кожи выше, чем у мужчин. В возрасте 1-3 года, 4-7 лет половые отличия в температуре кожи не проявляются. Скорость восстановления температуры кожи после местного охлаждения у лиц младшего возраста больше, чем у старшего.

В адаптации к температурным воздействиям большое значение имеет закаливание, т.е. упражнения, тренировка сосудистых и нейрогуморальных процессов (холодное обтирание, купание, воздушные ванны и т.д.). Это способствует увеличению толщины эпидермального слоя кожи, тренировке сосудистых реакций и потовых желез, т.е. развитию структурно-функционального аппарата кожи.

Таким образом, развитие системы терморегуляции связано с увеличением массы тела, участвующей в теплопродукции, и уменьшением относительной площади поверхности тела, с которой происходит теплоотдача; формированием потовых желез, способствующих теплоотдаче; улучшением теплоизолирующих свойств кожи за счет толщины слоя подкожной жировой клетчатки; совершенствованием регуляции сосудистых реакций на охлаждение и нагревание; снижением нижней границы термонейтральной зоны, что уменьшает зависимость организма от изменений температуры среды.

Вопросы и задания

  • 1. Раскройте понятие ассимиляции и диссимиляции.
  • 2. В чем заключаются особенности белкового обмена у детей?
  • 3. Расскажите об особенностях углеводного обмена у детей и подростков.
  • 4. Дайте характеристику жирового обмена детей и подростков.
  • 5. В чем проявляются особенности водно-минерального обмена детей и подростков?
  • 6. Дайте краткое представление о возрастных изменения основного обмена и половых различия в общем суточном расходе энергии.
  • 7. Расскажите о нормах и режиме питания детей.
  • 8. Перечислите основные особенности энергетического обмена у детей и подростков.
  • 9. Каковы особенности терморегуляции у детей и подростков?

Cодержание статьи: classList.toggle()">развернуть

Организм новорожденного, привыкший за 9 месяцев к температуре 38°С в утробе мамы, столкнувшись с новыми условиями, где температура на 10-15° ниже, еще не имеет механизмов приспособления. Это может привести к переохлаждению тела и развитию на этом фоне заболеваний. С другой стороны, охлаждение младенца иногда бывает необходимо по медицинским показаниям.

Симптомы переохлаждения у новорожденного

Родители новорожденного ребенка должны тщательно следить за его состоянием, не допуская переохлаждения, и в то же время тренировать организм грудничка, развивать в нем механизм терморегуляции. Это нужно делать очень мягко и постепенно, не допуская резких перепадов температуры окружающей новорожденного среды.

И все же довольно часто случается, что малышу становится холодно . Поскольку сообщить об этом он еще не способен, родителям нужно быть очень внимательными и знать, как проявляется переохлаждение грудничка.

Признаки переохлаждения новорожденного:

  • Изменение окраски кожи: она приобретает синюшный оттенок, может иметь пятнистый «мраморный» вид, синюшность характерна над верхней губой;
  • Прохладна на ощупь кожа в естественных складках (подмышками, в паху, в локтевых и подколенных ямках);
  • Икота;
  • Дрожь в теле;
  • Сухой кашель;
  • Снижение температуры тела до 35-34°С.

Важно: холодный нос, пальчики кистей и стоп не являются симптомами переохлаждения, а связаны с особенностями циркуляции крови.

Лечение переохлаждения новорожденного

Что делать, если у грудного ребенка налицо признаки переохлаждения? Тактика зависит от того, сколько времени новорожденный находился в условиях пониженной температуры, но более важным является его состояние.

Если новорожденный активен, подвижен, живо реагирует на общение с ним, если температура не ниже 35,5°С, его нужно просто согреть и покормить.

Оптимальный вариант естественного согревания – приложить грудничка к телу матери , обернуть теплым одеялом, покормить грудью или, если он на искусственном вскармливании – теплой (37-39°С) питательной смесью. Если этих мер недостаточно, нужно сделать ребенку теплую ванну.

Важно соблюдать температурный режим: вначале вода должна быть 32°С, затем постепенно повысить температуру до 37°С, подливая горячую воду, предварительно вынув из ванны малыша.

В воде нужно сделать легкий массаж тела ребенка по типу поглаживаний и слабых разминаний между 2-мя пальцами рук, сделать нерезкие движения ручками, ножками, перевернуть его на бочок, живот, снова на спинку.

Если малыш расслабляется, начинает активно двигаться в ванной, кожа приобретает нормальную розовую окраску – эффект согревания достигнут. Продолжительность ванны 10-15 минут.

После ванны новорожденного насухо вытереть мягким полотенцем, надеть хлопчатобумажное и тепло белье, теплые носочки, чепчик, укрыть одеялом. Спустя полчаса нужно измерить младенцу температуру тела.


В случае, если у грудничка дрожь, выражена синюшность кожи, вялость, отказ от еды, кашель, насморк, снижена температура тела до 35°С и ниже – необходимо срочно обратиться к врачу.

Делать ванну, а тем более укладывать спать такого новорожденного нельзя. Сон при выраженной гипотермии опасен, он может замаскировать развивающиеся осложнения.

Последствия и осложнения

Переохлаждение новорожденного очень опасно. Оно приводит к нарушению кровообращения и, как следствие, гипоксии (кислородному голоданию) всех органов и тканей. В наибольшей степени страдает головной мозг. Именно этим и объясняется чрезмерное спокойствие ребенка, когда он замерзает.

Переохлаждение новорожденного при отсутствии своевременных мер по согреванию тела малыша может повлечь за собой ряд осложнений воспалительного характера:

  • Верхних дыхательных путей (ринит, ларингит, трахеит);
  • Миндалин (тонзиллит);
  • Придаточных пазух носа (синусит);
  • Бронхов (бронхит);
  • Легких (пневмония);
  • Почек (гломерулонефрит, пиелонефрит).

Похожие статьи

Более тяжелыми последствиями являются обморожение, мозговая кома и смерь .

Обморожение конечностей в этом случае связана не с пребыванием на морозе, а с длительным нарушение кровообращения из-за спазма сосудов и гипоксии тканей. Такова же причина патологических изменений и в мозге.

Профилактика гипотермии новорожденных

С давних времен важнейшим согревающим фактором для грудничка является материнское тепло. Установлено, что, если новорожденный до 2-3 недель не контактирует с телом матери 20 минут и более, его температура начинает снижаться. Об этом следует помнить, особенно молодым мамам, несмотря на современные воззрения растить детей в спартанском духе и «не приучать к рукам», это — заблуждение.

Важно: нельзя излишне кутать новорожденного. Перегревание ведет к потливости, а влажное белье непременно приведет к переохлаждению, простуде. Вспотевшего грудничка нужно насухо вытереть полотенцем, переодеть.

Новорожденному нужно помочь адаптироваться к новым, более суровым условиям жизни . Этот процесс неизбежно происходит при смене белья, подмывании, ежедневном купании грудничка. Держать ребенка голышом нужно по 2-3 минуты 2 раза в день, постепенно увеличивая время до 10 минут.

С 2-недельного возраста начинают прогулки на свежем воздухе. При этом ребенок должен быть тепло одет, защищен от ветра. Полезно понемногу увеличивать длительность купания, создать условия малышу для плавания в ванной.

Не следует также применять экстремальных способов – парилку, холодную воду, растирание снегом и тому подобное. Все вопросы, касающиеся закаливания ребенка, нужно согласовывать с педиатром.

Показания к применению искусственной гипотермии грудничка

Переохлаждение или гипотермия тела новорожденного может сослужить и хорошую службу, когда она проводится по медицинским показаниям.

  • При асфиксии новорожденного;
  • При энцефалопатии;
  • При метаболическом ацидозе;
  • При судорожном синдроме;
  • Если оценка по шкале Апгар менее 5 баллов.

Все перечисленные состояния сопровождаются кислородным голоданием, которое приводит в итоге к выходу из строя органов.

Согласно статистике, ежегодно в мире рождается 1 миллион детей с различного генеза гипоксией, и, как следствие у 20% из них развивается детский церебральный паралич (ДЦП).

Роль искусственной гипотермии новорожденных заключается в снижении общего обмена веществ и, соответственно, потребности клеток организма в кислороде. В условиях гипоксии охлаждение предотвращает гибель клеток, в частности, мозга, сохраняет их жизнеспособность.

Лечебная гипотермия новорожденных

Новорожденного, которому показано искусственное охлаждение, помещают сразу в палату интенсивной терапии, подключают аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ), устанавливают катетер в вены для постоянной поддерживающей медикаментозной терапии.

Подключаются датчики основных функций, в том числе температуры тела, вся информация от которых постоянно видна на мониторе (пульс, давление, кардиография, энцефалография, термография тела).

После всех необходимых исследований и неотложной медикаментозной терапии ребенка подключают к аппарату искусственной гипотермии не позднее 6 часов с момента рождения. Аппарат гипотермии новорожденного имеет 2 датчика: один прикладывается к коже, другой вводится в прямую кишку. Охлаждение тела длится в течение часа до температуры 34–33°С.

Длительность процедуры составляет 3,5 суток (84 часа), проводится она в 2 этапа:


Краниоцеребральное переохлаждение младенца

Охлаждение головки новорожденного – очень важная процедура, сохраняющая жизнь младенцам, родившимся с энцефалопатией. Она развивается вследствие асфиксии и кислородного голодания мозга при обвитии пуповиной, тяжелых родов со сдавливанием головки и других причин.

В результате кислородного голодания у новорожденного появляется отек мозга , нарушаются процессы обмена в нервной ткани и наступает ее повреждение. Эти изменения, как правило, необратимы. Чаще всего исходом являются различного рода параличи и другие расстройства центральной нервной системы.

Краниоцеребральная гипотермия новорожденных при асфиксии позволяет снизить активность жизненных процессов в мозге, тем самым уменьшается потребность его в кислороде на 6–7% на каждый сниженный градус температуры. В итоге устраняется гипоксия.

Охлаждение выполняется сверху – от костей черепа, оболочек и коры мозга до более глубоких его структур. При этом поступление крови в мозг, идущей по артериям снизу, остается нормальным. Большая часть нейронов мозга, даже при тяжелой энцефалопатии, сохраняется.

Физическая теплорегуляция у детей. Физическая теплорегуляция появляется с 3-4 месяцев после рождения. Теплорегуляция детей отличается от теплорегуляции взрослых. Эти отличия зави­сят прежде всего от тонкости кожи, значительно большего разви­тия ее капилляров, сравнительно большего ее кровоснабжения и от разницы в количестве, строении и функции потовых -желез. Чем младше дети, тем больше теплоотдача на 1 кг веса тела, так как тем выше уровень обмена вещества на кг веса тела по сравнению со взрослыми.

Потоотделение у взрослых и детей делится на психическое, вы­зываемое эмоциями и умственной деятельностью, и тепловое, вы­зываемое повышением температуры. Различают незаметное небольшое потоотделение, которое происходит непрерывно с испарением пота сразу после выделения, и заметное большое потоотделение, с накоплением капель пота на поверхности кожи, вызванное мышечной и.умственной деятельностью, эмоциями, по­вышением температуры внешней среды. При некоторых эмоциях выступает «холодный пот», так как одновременно с потоотделе­нием" суживаются кровеносные сосуды кожи.

После рождения потоотделение при повышении температуры внешней среды возникает только на 2-18-й день, в среднем на 3-5-й день. Психическое потоотделение при комнатной темпера­туре появляется значительно позднее - на 33-37-й день. Эта раз­ница в сроках возникновения теплового и психического потоотде­ления зависит от того, что тепловое потоотделение регулируется начинающей созревать раньше гипоталамической областью, а пси­хическое- позднее созревающими большими полушариями голов­ного мозга и производится крупными потовыми железами, также созревающими позднее. Потоотделение на ладонях, возникающее при психических переживаниях, становится максимальным к 5- 7 годам, а затем оно постепенно снижается.

До 7 лет в подмышечных впадинах психическое потоотделение не наблюдается; оно появляется у детей старше 7 лет и с возра­стом увеличивается.

У детей, до 1 года тепловое потоотделение недостаточно для от­дачи тепла испарением. Поэтому с повышением температуры


внешней среды у них увеличивается температура тела. Только с 2-3 лет теплоотдача при перегревании вследствие значительного потоотделения становится достаточной. При охлаждении кожи пиломоторный рефлекс («гусиная кожа») появляется только после 1,5 лет, заметным становится с 2 лет. Это зависит от еще недостаточного развития до 2-3 лет гипоталамической области, регулирующей механизмы поддержания постоянства температуры, теплоотдачу потоотделением и пиломоторный рефлекс.

У детей незаметное потоотделение совершается непрерывно, при этом пот испаряется с поверхности кожи после выделения. Когда пота образуется много, он скопляется на поверхности кожи в виде капель (заметное потоотделение). До 4 месяцев заметное потоотделение выражено слабо, а незаметное потоотделение, на­оборот, в первые месяцы жизни выражено больше, но с увеличе­нием роста и веса ребенка уменьшается. С возрастом потоотделе­ние увеличивается на некоторых участках тела.

Заметное тепловое потоотделение в подмышечной впадине по­является у всех детей 7-8 лет, у девочек раньше.

Скорость появления пота при действии тепла с возрастом уменьшается. Торможение потоотделения при действии холода к 7 годам достигает такого же уровня как у взрослых.

До 9-13 лет дети потеют значительно быстрее, чем взрослые. Зимой количества пота у детей примерно в 2 раза больше, чем у взрослых, летом эта разница сглаживается. К 14-16 годам дет­ский тип потоотделения превращается во взрослый.

Уже в первые часы и дни у новорожденного наблюдается теплорегуляторное изменение сосудов кожи. Однако в течение первых 2-3 недель физическая и химическая теплорегуляция недоста­точна, поэтому при температуре воздуха 15° С имеется опасность охлаждения.

Организм детей в раннем детстве и младшем школьном возра­сте менее приспособлен к борьбе с охлаждением, чем организм взрослых. А дети 11-14 лет лучше переносят холод, чем взрос­лые, так как кровоснабжение кожи у них относительно больше.

Дети, особенно в раннем детстве, больше отдают тепла при ис­парении пота, чем взрослые, так как поверхность кожи на 1 кг веса тела и количество потовых желез на 1 см 2 у них больше.

В первые месяцы жизни температура кожи наиболее высокая, затем постепенно снижается; на разных участках кожи она раз­лична. Самая высокая температура отмечается в области кожи над печенью и щитовидной железой. На ногах и руках темпера­тура кожи постепенно снижается к стопам и кистям; на внутрен­ней стороне она больше, чем на внешней. Температура кожи пра­вой половины тела незначительно выше, чем левой. У детей темпе­ратура кожи отличается большой неустойчивостью. С возрастом ее колебания на руках и ногах увеличиваются, а на туловище - уменьшаются. До 7 лет рефлекторное повышение температуры кожи при увеличении температуры внешней среды меньше и она


быстрее возвращается к исходной. С 7 лет этот рефлекс протекает почти как у взрослого.

Нормальная температура тела детей устанавливается в зави­симости от достаточного и правильного питания.

Теплорегуляция у детей при мышечной работе. У подростков, юношей и девушек 13-18 лет непосредственно после начала ин­тенсивной мышечной работы температура кожи вследствие суже­ния ее сосудов во время мышечной работы понижается на 1оС. Наоборот, через несколько минут после окончания работы кож­ная температура в результате повышенной теплопродукции и рас­ширения сосудов кожи повышается на 1-2° С.

У физически развитых детей 7-15 лет при повышении темпе­ратуры тела во время мышечной работы наблюдается высокая производительность труда, а у физически недостаточно развитых того же возраста такое же повышение температуры тела значи­тельно снижает работоспособность. У хорошо овладевших произ­водственным навыком изменения температуры тела наступают, как правило, в начале выполнения трудового навыка, а у недоста­точно владеющим им - в конце выполнения.

Физические упражнения значительно изменяют температуру кожи. Например, у школьников 13-18 лет через 30-60 сек после окончания бега на короткие дистанции (100 м) температура кожи на всех участках понижалась (до ГС), а через 2-3 мин повы­шалась на всех участках на 1-2° С. После окончания бега на большие дистанции (800-1500 м) наблюдалось только увеличение температуры кожи на всех участках - через 30-60 сек и через 2-3 мин. Очевидно, понижение температуры кожи было обуслов­лено сужением ее кровеносных сосудов, а повышение - их расши­рением. Бег и велогонки вызывали повышение температуры в под­мышечной впадине, особенно велогонки (до 39° С), а плавание - резкое падение ее на всех участках. При плавании вольным сти­лем температура кожи падала больше, чем при плавании стилем баттерфляй.