Организация аудита государственных и муниципальных предприятий. Организация проведения аудита унитарных предприятий на примере муп "электрические сети" Обязательный аудит муниципальных предприятий

Характерной чертой унитарного предприятия как коммерческой организации является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним государством или муниципальным образованием, это имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Данное отличие унитарного предприятия от других форм коммерческих организаций выдвигает особые требования к проведению и результатам их аудиторских проверок.

Усиленное внимание к соблюдению требований нормативных актов обусловлено двумя причинами.

Первая заключается в том, что соблюдение руководителем унитарного предприятия правоустанавливающих документов, регламентирующих его деятельность, является основополагающим фактором, определяющим эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия и тем самым полезность его функционирования для экономики государства. Вторая причина заключается в том, что в настоящее время проводится реформа института унитарных предприятий, в результате которой значительное число их должно быть преобразовано в другие организационно-правовые формы или, другими словами, приватизировано.

В связи с этим аудиторская проверка должна выявить вопросы, подлежащие наиболее пристальному вниманию в процессе реорганизации, с тем, чтобы не допустить расхищения или безнаказанной утраты государственного имущества. Наряду с проверкой достоверности финансовой отчетности унитарного предприятия целью аудиторской проверки должно стать соблюдение руководителем предприятия при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности действующего законодательства Российской Федерации, а также надлежащего и своевременного исполнения руководителем своих обязанностей и соблюдения ограничений, связанных с замещением должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия. Таким образом, выявляется круг вопросов, дополняющий те, которые включены в техническое задание, утвержденное распоряжением Мин имущества РФ.

Предмет аудита регламентируются такими нормативными и внутренними документами как:

1. Подготовка и представление программы деятельности предприятия на текущий год, перечисление части чистой прибыли за текущий год, выполнение утвержденных экономических показателей деятельности предприятия регламентируются - постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности использования, федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий», уставом предприятия, трудовым договором.

2. Проведение обязательной аудиторской проверки за предыдущий год с предварительным конкурсным отбором аудиторской организации. - Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»

3. Доведение до сведения вышестоящего органа руководителем унитарного предприятия следующих сведений: о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, владеют % и более акций в совокупности; о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимают должности в органах управления; об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным - Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

4. Поверка получения согласия соответствующих органов на совершение предприятием: крупных сделок; сделок с заинтересованностью; иных, требующих согласия собственника имущества предприятия (сделок с недвижимостью, заимствования, предоставление займов, поручительств, с иными обременениями, уступкой требования, переводом долга или других, предусмотренных законом об унитарных предприятиях) - Федеральный закон Российской Федерации "О национальной платежной системе".

5. Обеспечение своевременной уплаты налогов и сборов, обеспечение своевременной выплаты заработной платы, надбавок, пособий и пр., использование имущества предприятия по целевому назначению, использование выделенных предприятию бюджетных средств по целевому назначению - трудовой договор с руководителем предприятия.

6. Своевременное представление отчетности (квартальной, годовой, доклада о финансово-хозяйственной деятельности) - Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ»

Если в аудируемом периоде предприятие подлежало реорганизации, то необходимо проверить исполнение процедур реорганизации, определенных ГК РФ, в частности, в обязательном порядке подлежит контролю:

1. полнота уведомлений кредиторов;

2. полнота наличия выписок об исключении присоединенных дочерних предприятий из ЕГРЮЛ;

3. надлежащее оформление перехода прав и обязанностей дочерних или присоединяемых предприятий к правопреемнику.

Исходя из выявленного круга дополнительных вопросов аудиторская проверка должна включать:

1. тестирование руководителя на соблюдение требований нормативных документов;

2. проверку соблюдения трудового законодательства;

3. проверку эффективности использования имущества, переданного в хозяйственное ведение;

4. проверку организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Рассмотрим методику проведения проверки.

Тестирование руководителя на соблюдение требований нормативных документов. Исходная информация:

1. утвержденная программа текущего года;

2. аудиторское заключение бухгалтерской отчетности за предыдущий год;

3. протоколы заседания конкурсной комиссии;

4. распоряжение Минимущества России об утверждении аудитора;

5. сведения об аффилированных лицах;

6. справка за подписью директора о соблюдении им требований Закона №161-ФЗ об ограничениях, связанных с замещением должности руководителя предприятия;

7. приказ о назначении главного бухгалтера;

8. приказы о проведении инвентаризации, инвентаризационные ведомости.

Результаты тестирования оформляются нижеследующей таблицей № 2.

Таблица 2 Результаты тестирования

Процедура проверки

Метод проверки

Аудиторские доказательства

Соблюдение сроков выплаты заработной платы

Сравнение фактических дат выплат со сроками, определенными трудовым договором

Таблица дат плановых и фактических выплат

Соблюдение установленных размеров выплат: начисленная заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума; выплаты директору предприятия должны соответствовать суммам, определенным контрактом

Сравнение начисленных доходов заработной платы с установленным прожиточным минимумом Сравнение начисленных доходов помесячно и за год с плановым размером, рассчитанным на основе трудового контракта

Таблица фактических начислений

Таблица плановых и фактических выплат

Соблюдение размеров фонда оплаты труда

Сравнение начисленных доходов с фондом оплаты труда, утвержденным в программе деятельности предприятия на текущий год, и фондом оплаты труда по штатному расписанию

Таблица ежемесячных размеров фонда оплаты труда

Выявление случаев неэффективного использования трудовых ресурсов: несоответствие уровня специалиста характеру выполняемых работ; различия в уровне доходов работников одной специальности, занятых на однородных работах

Сравнение уровня доходов внутри подразделения. Сравнение уровней доходов подразделений с одинаковыми функциями Выборка доходов в соответствии с организационной структурой организации

Ведомость дохода персонала, составленная выборочным методом

Соблюдение планового размера численности персонала

Сравнение фактического числа работников и численности по штатному расписанию

Тестирование проводится в соответствии со следующими федеральными стандартами аудиторской деятельности: «Аффилированные лица» и «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации» в ходе аудита».

Результаты тестирования позволяют сформировать мнение об уровне исполнительной дисциплины руководства аудируемого лица и предоставляют исходную информацию для определения аудиторского риска.

Проверка соблюдения трудового законодательства

Исходная информация:

1. справка о средней численности персонала;

2. штатное расписание;

3. схема организационной структуры предприятия;

4. программа деятельности ФГУП на текущий год;

5. регистры бухгалтерского учета о начислении заработной платы и различных выплат персоналу;

6. контракт с руководителем;

7. трудовые договоры с персоналом;

8. положение об оплате труда;

9. положение о премировании.

Результаты теста служат дополнительной информацией для выработки суждений по результатам предыдущего теста. Кроме того, они позволяют выявить финансовые риски предприятия связанные с проверкой надзорных органов. Потенциальный риск финансовых потерь свидетельствует о неэффективной хозяйственной деятельности предприятия, которая выражена в нерациональном расходовании средств налогоплательщиков.

При аудите трудовых отношений с персоналом проверяется также соблюдение финансовой дисциплины.

Выявленные в результате проверки негативные факты трудовых отношений свидетельствуют либо о наличии неформальных отношений между руководством и отдельными работниками, либо об игнорировании руководством требований нормативных документов. Подобные факты влияют на внутрипроизводственные отношения, создавая предпосылки для социальной напряженности. Кроме того, при проверке ГУП нередко наблюдаются регулярные выплаты ниже прожиточного уровня. Типичным нарушением является начисление директору выплат сверх сумм, установленных контрактом и не санкционированных собственником.

Проверка эффективности использования имущества, переданного в хозяйственное ведение.

Исходная информация:

1. первичные акты ОС-1, ОС, ОС, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и др.;

2. бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках;

3. оборотно-сальдовая ведомость;

4. устав предприятия;

5. договоры;

6. распорядительная документация;

7. справка о наличии земельных участков;

8. справка о наличии акций или долей в других организациях;

9. расшифровка кредитов и займов с предоставлением кредитных договоров и договоров займа, а также документов, подтверждающих их целевое использование;

10. акты инвентаризации имущества;

11. справка о доходах по аренде (учитываются площади, арендуемые самим предприятием, и площади, сдаваемые в аренду сторонним организациям);

12. учетная политика организации;

13. справки о количестве, марке, годе выпуска автотранспорта, находящегося на балансе предприятия, а также взятого в аренду, количестве израсходованного горючего на каждую единицу ежемесячно;

14. нормы расхода топлива;

15. план-график ремонта автотранспортных средств.

Результаты проверки позволяют сделать вывод о рациональном использовании недвижимого имущества, а также о соблюдении принципов финансового менеджмента в части сохранности недвижимого имущества, переданного собственником в управление. Несоответствие характера использования недвижимого имущества уставным целям является фактором, подтверждающим необходимость реорганизации аудируемого предприятия. Нарушение нормативных сроков проведения ремонта помещений или зданий или выделение незначительных средств на указанные расходы свидетельствует о небрежном, а возможно, о халатном отношении к вверенному недвижимому имуществу, что может привести к невозможности его дальнейшей эксплуатации или к прямым государственным потерям. Если выявленные факты являются следствием неразумного поведения руководителя, то в соответствии с ГК РФ ему могут быть предъявлены иски по возмещению нанесенного данными действиями ущерба. Таким образом, на данном этапе аудита достигается цель по генерированию информации для реализации мер по предотвращению утраты государственной собственности.

Проверка соблюдения финансовой дисциплины при эксплуатации основных средств включает следующие направления:

1. Анализ движения основных средств предполагает определение величины изменений остаточной стоимости по данным бухгалтерского баланса.

2. Факторный анализ уменьшения стоимости основных фондов позволяет определить, за счет чего произошло снижение:

а) начисленной амортизации (руб.);

б) выбытия основных средств (руб.);

в) переоценки.

3. Факторный анализ увеличения стоимости основных фондов показывает источники возрастания стоимости:

а) за счет приобретения основных средств;

б) за счет их безвозмездного получения;

в) за счет переоценки.

Величина изменения стоимости основных средств должна быть равна разности между приростом стоимости основных средств и уменьшением их стоимости.

При проверке составляется перечень выбывшего имущества (наименование, инвентарный номер, основание выбытия, остаточная стоимость) и перечень приобретенного имущества (наименование, стоимость, инвентарный номер, номер, дата ОС, номер, дата ОС).

Отметим, что в процессе аудита операций по выбытию имущества следует обратить внимание на соблюдение требований нормативных документов. В частности, ст. 295 ГК РФ установлено, что продажа недвижимого имущества, находящегося у государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, осуществляется только с согласия собственника. Кроме того, списание оборудования стоимостью свыше 000 руб. и транспортных средств должно производиться также по разрешению собственника.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О реализации федеральными органами исполнительской власти положений по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием. Этим же постановлением определено, что средства, полученные от продажи имущества за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяются исходя из фактических затрат и не могут превышать % цены продажи имущества и его балансовой стоимости, подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение дней с даты оплаты проданного имущества.

Проверка соблюдения финансовой дисциплины включает:

1. сравнение фактических расходов и планового задания;

2. сравнение данных финансового плана и утвержденной вышестоящим органом программы.

Проверка соблюдения требований законодательства по сделкам с активами касается:

1. сделок с недвижимостью;

2. крупных сделок;

3. заимствования (получения кредитов и ссуд, выпуска собственных векселей, облигационных займов);

4. предоставления займов (приобретения векселей, облигаций, предоставления займов);

5. прочих сделок (поручительств, уступок требования, перевода долга и др.).

Кроме того, осуществляется проверка целевого использования займов.

Результаты проверки свидетельствуют об уровне исполнительной дисциплины руководства ГУП, а также о характере инвестиций и их соответствии уставным целям деятельности предприятия. Например, приобретение дорогостоящих программных продуктов, не корреспондирующихся с содержанием выполняемых работ, в сочетании с низкой заработной платой персонала может служить доказательством не только нерационального использования средств, но и того, что оборудование и помещение предприятия используются в личных целях определенного круга лиц.

Необходимо провести проверку муниципального унитарного предприятия сферы деятельности ЖКХ, соучредителем которого является местная администрация. Кто должен проводить проверку, учредитель? Как часто она должна проводится и за счет каких средств? Не должно ли унитарное предприятие сферы ЖКХ проводить аудит за счет собственных средств и представлять результаты ее учредителю (администрации)?

Ответ

Необходимость проведения ежегодного обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия принимает решение собственник имущества такого унитарного предприятия. Унитарное предприятие обязано проводить обязательный ежегодный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности в случае, если собственник имущества унитарного предприятия принял решение о проведении обязательного ежегодного аудита унитарного предприятия. Данный вывод следует из ч. 1 ст. 26 Закона № 161-ФЗ. При проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для унитарного предприятия заказчиком будет является непосредственно само муниципальное унитарное предприятие. Такой вывод следует из письма Минэкономразвития России от 29.06.2016 № Д28и-1624.

Следовательно, расходы на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия оплачивает само унитарное предприятие. Например, Постановление Правительства Орловской области от 06.08.2013 № 257, Постановление Правительства Республики Мордовия от 18.01.2016 № 6, Постановление Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.05.2012 № 1677-нпа, которые приведены в обосновании к ответу.

В то же время по инициативе муниципального образования может быть проведен инициативный аудит муниципальных предприятий. В этом случае, муниципальным образованием принимается нормативно-правовой акт о проведении инициативного аудита муниципальных унитарных предприятий. В принятом НПА может быть предусмотрена оплата услуг аудиторских организаций по инициативному аудиту за счет средств местного бюджета. Прямого запрета на оплату услуг инициативного аудита за счет средств местного, законодательство не устанавливает, но такие средства должны быть предусмотрены законом (решением) о бюджете муниципального образования.

Обоснование
Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ

Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия

1. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

Статья 26. Контроль за деятельностью унитарного предприятия

1. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Постановление Правительства Орловской области от 06.08.2013 № 257

Положение
о порядке проведения обязательных ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных предприятий Орловской области

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (пункт с изменениями на 14 февраля 2014 года, - см. предыдущую редакцию).1

2. Проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным в отношении государственных унитарных предприятий Орловской области (далее - Предприятия).

3. Ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности Предприятия проводится по итогам финансового года не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

4. Предприятия самостоятельно определяют аудиторскую организацию или индивидуального аудитора путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным (пункт с изменениями на 14 февраля 2014 года)..

5. Орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере) управления, утверждает независимого аудитора и определяет размер оплаты его услуг по результатам конкурса.

6. Оплата услуг аудитора производится за счет средств Предприятия.

7. Предприятия, которые проводят ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляют в орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере) управления, и орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченный в сфере государственного имущества, копию отчета аудитора и копию аудиторского заключения в течение тридцати календарных дней со дня их подписания.

Постановление Правительства Республики Мордовия от 18.01.2016 № 6

2. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия Республики Мордовия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закупка работ и услуг для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия Республики Мордовия осуществляется государственным унитарным предприятием Республики Мордовия самостоятельно, за счет собственных средств.

Постановление Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.05.2012 № 1677-нпа

6. Оплата услуг аудитора производится за счет собственных средств муниципального унитарного предприятия.

Письмо Минэкономразвития России от 29.06.2016 № Д28и-1624

О рассмотрении обращения

Письмо Минэкономразвития России от 29.06.2016 № Д28и-1624
О рассмотрении обращения

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о предоставлении разъяснений по отбору аудиторской организации и сообщает следующее.

В настоящее время муниципальные унитарные предприятия при осуществлении закупок для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах применяют положения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-Ф3).

При этом Закон № 223-Ф3 распространяется на всю закупочную деятельность указанных учреждений, за исключением случаев, установленных в части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ.

В частности, отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон № 307-Ф3).

Согласно части 4 статьи 5 Закона № 307-Ф3 договор о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ).

При этом заказчику необходимо размещать информацию о закупке по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе единой информационной системы, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Вместе с тем согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Таким образом, при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности или индивидуального аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для муниципального унитарного предприятия заказчиком будет является непосредственно само муниципальное унитарное предприятие.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

Обязательный аудит осуществляется в случаях:

    Если организация имеет организационно-правовую форму ОАО.

2. Если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3. Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4. Если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5. Если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. В иных случаях, установленных федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 400-ФЗ)

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Обязательная аудиторская проверка проводится в отношении годовой бухгалтерской отчетности организации и начинается с выбора аудиторской организации и заключения договора. Заключать договор можно, не дожидаясь окончания года, проводя аудит поквартально. Это позволяет исправить ошибки до составления отчетности и не допускать их в дальнейшем.

Проведение обязательного аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса.

Таким образом, были утверждены Правила, которые регламентируют порядок проведения конкурса по от­бору аудиторских организаций для осуществления обязательного еже­годного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале кото­рых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов (далее именуется - конкурс).

Министерство финансов РФ разраба­тывает и по согласованию с Министерством имущественных отно­шений РФ утверждает типовое положение о конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осу­ществления обязательного ежегодного аудита.

Министерство имущественных отношений РФ разрабатывает и по согласованию с Министерством финансов РФ утверждает типовое техническое задание на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складоч­ных) капиталах которых доля государственной собственности состав­ляет не менее 25 процентов, и федеральных государственных унитар­ных предприятий.

В договоре о проведении обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий обязательно предусматрива­ется обязательство аудиторской организации представить в Мини­стерство имущественных отношений РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, 1 экземпляр отче­та аудитора, подготовленного для руководства (собственников иму­щества) предприятия по результатам проведения аудита.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции представляют ежегодно, до 1 августа, в Министерство финансов РФ информацию о нарушениях тре­бований законодательства РФ о проведении обязательного аудита.

Доля государственной собственности в уставном (складочном) капитале организаций определяется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Конкурс проводится ежегодно и является открытым.

Организатором конкурса является орган управления организа­ции, подлежащей обязательному аудиту.

Организатор конкурса:

Извещает не менее чем за 45 дней до проведения конкурса через средства массовой информации о времени, месте, форме, предмете и порядке проведения конкурса, в том числе о порядке оформления участия в конкурсе, требованиях, касающихся опыта работы аудиторской организации в области аудита, порядке опреде­ления аудиторской организации, выигравшей конкурс, а также о сроке заключения с ней договора;

В течение 15 дней с даты извещения о проведении конкурса осуществляется сбор заявок на участие в нем заинтересованных ау­диторских организаций.

В случае получения менее 2 заявок на участие в конкурсе орга­низатор конкурса объявляет его несостоявшимся и извещает о про­ведении нового конкурса.

Организатор конкурса не позднее 10 дней после поступления заявки от аудиторской организации на участие в конкурсе направ­ляет ей приглашение, которое должно содержать:

Техническое задание на проведение аудита, разработанное в соответствии с типовым техническим заданием на проведение обя­зательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;

Образец договора на оказание аудиторских услуг.

В течение 15 дней с даты направления приглашения аудиторские организации представляют организатору конкурса в отдельных конвертах предложения, касающиеся технических показателей и цены проведения аудиторской проверки (далее именуются - технические и финансовые предложения).

Все предложения, полученные по истечении указанного срока, не рассматриваются и возвращаются аудиторским организациям в нераспечатанном виде.

Оценка технических и финансовых предложений, представлен­ных аудиторскими организациями, производится конкурсной комис­сией, создаваемой организатором конкурса.

В состав конкурсной комиссии включаются представители органи­затора конкурса, Министерства финансов РФ, Министерства имущественных отношений РФ или органов по управлению государственным имуществом субъектов РФ, на которые в установленном порядке возложено выполнение полномочий территориальных органов Министерства имущественных отношений РФ.

На основе типового положения разрабатывается Положение о конкурсной комиссии, которое утверждается организатором конкурса.

После получения организатором конкурса технических и финан­совых предложений аудиторских организаций конверты с технически­ми предложениями вскрываются членами конкурсной комиссии.

Конверты с финансовыми предложениями находятся на хранении у организатора конкурса и вскрываются после оценки технических предложений.

Конкурсная комиссия осуществляет оценку технических и финан­совых предложений аудиторских организаций в два этапа.

На первом этапе проводится оценка технического предложения по 100-балльной шкале, при этом максимальный балл по каждому крите­рию составляет:

60 баллов - оценка образца аудиторского заключения по ранее проведенной проверке организации (без указания ее наименования и других идентификационных признаков), содержащего в обязательном порядке показатели и экономические расчеты, максимально соответ­ствующие типовому техническому заданию на проведение обязатель­ного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процен­тов, а также сведения о практической пользе, которую получила про­веряемая организация в результате проведения аудита участником конкурса;

20 баллов - оценка методики осуществления аудита, включая его план, срок проведения и рекомендации по итогам проверки;

20 баллов - оценка квалификации специалистов, которые пред­лагаются для проведения аудита, подтверждаемая соответствующими квалификационными аттестатами аудитором, с учетом опыта прове­дения не менее 5 аудиторских проверок по типу деятельности орга­низации.

По результатам первого этапа отбирается не более 5 аудиторских организаций, получивших наибольшее количество баллов, которые допускаются ко второму этапу.

На втором этапе проводится оценка финансовых предложений отобранных аудиторских организаций.

Финансовые предложения, содержащие наименьшую цену про­ведения аудита, получают 100 баллов, а оценка предложения ауди­торской организации, содержащего более высокую цену, рассчитыва­ется как отношение наименьшей цены к более высокой цене, умно­женной на 100 баллов.

После завершения оценки технического и финансового предложе­ний аудиторской организации конкурсная комиссия суммирует оба результата с учетом следующих коэффициентов: оценка технического предложения - 0,6, оценка финансового предложения - 0,4.

По результатам оценки указанных предложений конкурсная ко­миссия дает заключение, которое представляется в соответствующий орган, уполномоченный управлять государственным имуществом.

Победителем конкурса признается аудиторская организация, кото­рая по заключению конкурсной комиссии набрала наибольшее коли­чество баллов.

При равенстве предложений победителем признается аудиторская организация, заявка которой была подана раньше.

Победитель конкурса и организатор конкурса подписывают в день проведения конкурса протокол о его результатах, который яв­ляется основанием для проведения дальнейшей процедуры утвер­ждения аудитора проверяемой организации в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

Правила отбора применяются также при проведении конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязатель­ного аудита федеральных государственных унитарных предприятий, однако являются примерными.

Для проведения конкурсов по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля федеральной собст­венности и (или) собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, орган управления организации, подлежа­щей обязательному аудиту, являющийся организатором конкурса, создает конкурсную комиссию в количестве не менее шести чело­век с правом решающего голоса, включая секретаря комиссии (по федеральным государственным унитарным предприятиям (ФГУП) - шесть человек), и утверждает ее персональный состав.

Организатором конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, в ус­тавном (складочном) капитале которой доля федеральной собствен­ности и (или) собственности субъекта Российской Федерации со­ставляет не менее 25 процентов, является совет директоров (наблю­дательный совет) организации.

Организатором конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита ФГУП высту­пает руководитель ФГУП.

Председателем комиссии с правом решающего голоса является руководитель либо заместитель руководителя органа управления организации, подлежащей обязательному аудиту. Председатель комиссии руководит деятельностью комиссии, утверждает регламент ее работы, определяет даты и повестку дня заседаний, организует работу комиссии. Заместителем председателя комиссии с правом решающего голоса является представитель Министерства финансов Российской Федерации, а секретарем комиссии с правом решаю­щего голоса - представитель организатора конкурса.

В состав комиссии с правом решающего голоса также включают­ся представитель Министерства имущественных отношений Россий­ской Федерации (либо органа по управлению государственным иму­ществом субъекта Российской Федерации, в котором зарегистриро­вана в качестве юридического лица организация, подлежащая обяза­тельному аудиту, на который в установленном порядке возложено выполнение полномочий территориальных органов Министерства имущественных отношений Российской Федерации), представитель федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей от­расли (сфере) управления, и представитель одного из аккредитован­ных при Министерстве финансов Российской Федерации профес­сиональных аудиторских объединений.

В случае если проводится отбор аудиторских организаций для осуществления аудита кредитной организации, в состав конкурсной комиссии с правом решающего голоса включается представитель Центрального банка Российской Федерации (по согласованию) и комиссия состоит из семи человек с правом решающего голоса. В состав конкурсной комиссии также могут входить не более двух че­ловек с правом совещательного голоса.

Заседание комиссии правомочно при участии в нем не менее двух третей от общего числа ее членов с правом решающего голоса.

Промежуточные решения комиссии, носящие внутренний орга­низационный характер, принимаются простым большинством голо­сов от числа членов комиссии с правом решающего голоса, участ­вующих в заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании комиссии.

Заключение комиссии по определению победителя конкурса принимается простым большинством голосов от числа членов ко­миссии с правом решающего голоса, участвующих в заседании. В случае равенства голосов решающим становится голос председатель­ствующего на заседании комиссии.

Промежуточные решения и заключение комиссии по опреде­лению победителя конкурса оформляются протоколом, который подписывается всеми членами комиссии с правом решающего го­лоса. Протокол в течение трех дней со дня заседания комиссии направляется членам комиссии.

Заключение комиссии в виде выписки из протокола представ­ляется в соответствующий орган, уполномоченный управлять го­сударственным имуществом.

Организационно-техническое обеспечение деятельности ко­миссии осуществляет организатор конкурса.

Вопросы для самопроверки:

    Какие основные критерии предусмотрены в Законе «Об аудиторской деятельности» для включения организаций и индивидуальных предпринимателей для проведения обязательного аудита?

    Каковы особенности проведения обязательного аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий?

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса.

Таким образом, были утверждены Правила, которые регламентируют порядок проведения конкурса по от­бору аудиторских организаций для осуществления обязательного еже­годного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале кото­рых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов (далее именуется - конкурс).

Министерство финансов РФ разраба­тывает и по согласованию с Министерством имущественных отно­шений РФ утверждает типовое положение о конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осу­ществления обязательного ежегодного аудита.

Министерство имущественных отношений РФ разрабатывает и по согласованию с Министерством финансов РФ утверждает типовое техническое задание на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складоч­ных) капиталах которых доля государственной собственности состав­ляет не менее 25 процентов, и федеральных государственных унитар­ных предприятий.

В договоре о проведении обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий обязательно предусматрива­ется обязательство аудиторской организации представить в Мини­стерство имущественных отношений РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, 1 экземпляр отче­та аудитора, подготовленного для руководства (собственников иму­щества) предприятия по результатам проведения аудита.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции представляют ежегодно, до 1 августа, в Министерство финансов РФ информацию о нарушениях тре­бований законодательства РФ о проведении обязательного аудита.

Доля государственной собственности в уставном (складочном) капитале организаций определяется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Конкурс проводится ежегодно и является открытым.

Организатором конкурса является орган управления организа­ции, подлежащей обязательному аудиту.

Организатор конкурса:

Извещает не менее чем за 45 дней до проведения конкурса через средства массовой информации о времени, месте, форме, предмете и порядке проведения конкурса, в том числе о порядке оформления участия в конкурсе, требованиях, касающихся опыта работы аудиторской организации в области аудита, порядке опреде­ления аудиторской организации, выигравшей конкурс, а также о сроке заключения с ней договора;

В течение 15 дней с даты извещения о проведении конкурса осуществляется сбор заявок на участие в нем заинтересованных ау­диторских организаций.

В случае получения менее 2 заявок на участие в конкурсе орга­низатор конкурса объявляет его несостоявшимся и извещает о про­ведении нового конкурса.

Организатор конкурса не позднее 10 дней после поступления заявки от аудиторской организации на участие в конкурсе направ­ляет ей приглашение, которое должно содержать:

Техническое задание на проведение аудита, разработанное в соответствии с типовым техническим заданием на проведение обя­зательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;

Образец договора на оказание аудиторских услуг.

В течение 15 дней с даты направления приглашения аудиторские организации представляют организатору конкурса в отдельных конвертах предложения, касающиеся технических показателей и цены проведения аудиторской проверки (далее именуются - технические и финансовые предложения).

Все предложения, полученные по истечении указанного срока, не рассматриваются и возвращаются аудиторским организациям в нераспечатанном виде.

Оценка технических и финансовых предложений, представлен­ных аудиторскими организациями, производится конкурсной комис­сией, создаваемой организатором конкурса.

В состав конкурсной комиссии включаются представители органи­затора конкурса, Министерства финансов РФ, Министерства имущественных отношений РФ или органов по управлению государственным имуществом субъектов РФ, на которые в установленном порядке возложено выполнение полномочий территориальных органов Министерства имущественных отношений РФ.

На основе типового положения разрабатывается Положение о конкурсной комиссии, которое утверждается организатором конкурса.

После получения организатором конкурса технических и финан­совых предложений аудиторских организаций конверты с технически­ми предложениями вскрываются членами конкурсной комиссии.

Конверты с финансовыми предложениями находятся на хранении у организатора конкурса и вскрываются после оценки технических предложений.

Конкурсная комиссия осуществляет оценку технических и финан­совых предложений аудиторских организаций в два этапа.

На первом этапе проводится оценка технического предложения по 100-балльной шкале, при этом максимальный балл по каждому крите­рию составляет:

60 баллов - оценка образца аудиторского заключения по ранее проведенной проверке организации (без указания ее наименования и других идентификационных признаков), содержащего в обязательном порядке показатели и экономические расчеты, максимально соответ­ствующие типовому техническому заданию на проведение обязатель­ного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процен­тов, а также сведения о практической пользе, которую получила про­веряемая организация в результате проведения аудита участником конкурса;

20 баллов - оценка методики осуществления аудита, включая его план, срок проведения и рекомендации по итогам проверки;

20 баллов - оценка квалификации специалистов, которые пред­лагаются для проведения аудита, подтверждаемая соответствующими квалификационными аттестатами аудитором, с учетом опыта прове­дения не менее 5 аудиторских проверок по типу деятельности орга­низации.

По результатам первого этапа отбирается не более 5 аудиторских организаций, получивших наибольшее количество баллов, которые допускаются ко второму этапу.

На втором этапе проводится оценка финансовых предложений отобранных аудиторских организаций.

Финансовые предложения, содержащие наименьшую цену про­ведения аудита, получают 100 баллов, а оценка предложения ауди­торской организации, содержащего более высокую цену, рассчитыва­ется как отношение наименьшей цены к более высокой цене, умно­женной на 100 баллов.

После завершения оценки технического и финансового предложе­ний аудиторской организации конкурсная комиссия суммирует оба результата с учетом следующих коэффициентов: оценка технического предложения - 0,6, оценка финансового предложения - 0,4.

По результатам оценки указанных предложений конкурсная ко­миссия дает заключение, которое представляется в соответствующий орган, уполномоченный управлять государственным имуществом.

Победителем конкурса признается аудиторская организация, кото­рая по заключению конкурсной комиссии набрала наибольшее коли­чество баллов.

При равенстве предложений победителем признается аудиторская организация, заявка которой была подана раньше.

Победитель конкурса и организатор конкурса подписывают в день проведения конкурса протокол о его результатах, который яв­ляется основанием для проведения дальнейшей процедуры утвер­ждения аудитора проверяемой организации в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

Правила отбора применяются также при проведении конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязатель­ного аудита федеральных государственных унитарных предприятий, однако являются примерными.

Для проведения конкурсов по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля федеральной собст­венности и (или) собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, орган управления организации, подлежа­щей обязательному аудиту, являющийся организатором конкурса, создает конкурсную комиссию в количестве не менее шести чело­век с правом решающего голоса, включая секретаря комиссии (по федеральным государственным унитарным предприятиям (ФГУП) - шесть человек), и утверждает ее персональный состав.

Организатором конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, в ус­тавном (складочном) капитале которой доля федеральной собствен­ности и (или) собственности субъекта Российской Федерации со­ставляет не менее 25 процентов, является совет директоров (наблю­дательный совет) организации.

Организатором конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита ФГУП высту­пает руководитель ФГУП.

Председателем комиссии с правом решающего голоса является руководитель либо заместитель руководителя органа управления организации, подлежащей обязательному аудиту. Председатель комиссии руководит деятельностью комиссии, утверждает регламент ее работы, определяет даты и повестку дня заседаний, организует работу комиссии. Заместителем председателя комиссии с правом решающего голоса является представитель Министерства финансов Российской Федерации, а секретарем комиссии с правом решаю­щего голоса - представитель организатора конкурса.

В состав комиссии с правом решающего голоса также включают­ся представитель Министерства имущественных отношений Россий­ской Федерации (либо органа по управлению государственным иму­ществом субъекта Российской Федерации, в котором зарегистриро­вана в качестве юридического лица организация, подлежащая обяза­тельному аудиту, на который в установленном порядке возложено выполнение полномочий территориальных органов Министерства имущественных отношений Российской Федерации), представитель федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей от­расли (сфере) управления, и представитель одного из аккредитован­ных при Министерстве финансов Российской Федерации профес­сиональных аудиторских объединений.

В случае если проводится отбор аудиторских организаций для осуществления аудита кредитной организации, в состав конкурсной комиссии с правом решающего голоса включается представитель Центрального банка Российской Федерации (по согласованию) и комиссия состоит из семи человек с правом решающего голоса. В состав конкурсной комиссии также могут входить не более двух че­ловек с правом совещательного голоса.

Заседание комиссии правомочно при участии в нем не менее двух третей от общего числа ее членов с правом решающего голоса.

Промежуточные решения комиссии, носящие внутренний орга­низационный характер, принимаются простым большинством голо­сов от числа членов комиссии с правом решающего голоса, участ­вующих в заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании комиссии.

Заключение комиссии по определению победителя конкурса принимается простым большинством голосов от числа членов ко­миссии с правом решающего голоса, участвующих в заседании. В случае равенства голосов решающим становится голос председатель­ствующего на заседании комиссии.

Промежуточные решения и заключение комиссии по опреде­лению победителя конкурса оформляются протоколом, который подписывается всеми членами комиссии с правом решающего го­лоса. Протокол в течение трех дней со дня заседания комиссии направляется членам комиссии.

Заключение комиссии в виде выписки из протокола представ­ляется в соответствующий орган, уполномоченный управлять го­сударственным имуществом.

Организационно-техническое обеспечение деятельности ко­миссии осуществляет организатор конкурса.

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

(см. текст в предыдущей редакции)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.