Нарушение речи у ребенка. Причины нарушения речи у ребенка. Нарушение речи у детей: причины, классификация и лечение Не тяжелые нарушения речи у детей

Речевые расстройства могут быть самыми разными, причем они могут появиться не только у детей, но и у взрослых. Нарушение речи – общее понятие, характеризующее любое отклонение, связанное с устной (а иногда и письменной) коммуникацией. Проявляться подобные дефекты могут по-разному – неспособность произносить правильно отдельные буквы, неверное фонетическое восприятие речи, бесконтрольное воспроизведение звуков и другие. Существует несколько классификаций таких нарушений.

У взрослых дефекты речи обычно отличаются от тех, которые характерны для детей. Они могут быть как хроническими, так и неожиданно появившимися. Если проблема возникла внезапно, лучше проконсультироваться со специалистом, так как это может быть симптомом какого-либо заболевания.

Симптомы речевых нарушений у взрослых

Проявляются коммуникационные дефекты по-разному — все зависит от того, какие причины их вызвали. Часто отмечаются такие проявления:

  • слюнотечение;
  • заикание;
  • охриплость голоса;
  • очень быстрая речь;
  • неоправданно замедленное проговаривание фраз;
  • скованность мышц, отвечающих за мимику;
  • трудность речевого выражения мыслей;
  • нечеткость слов;
  • слишком частое сокращение голосовых мышц.

Обычно развивается сразу несколько подобных симптомов.

Формы нарушения речи

Существует несколько форм речевых дефектов, которые у взрослых развиваются чаще всего. Среди них отмечают:

  1. – замедленность и нечеткость повествования вследствие патологии мышц или нервных окончаний, отвечающих за речь;
  2. спастическую дисфонию – сдавленность или охриплость голоса из-за непроизвольных сокращений голосовых связок (иногда человек начинает задыхаться в процессе речи);
  3. – сложности в восприятии устного текста и подборе слов для выражения мыслей (иногда также проявляется в виде неправильного произношения).

Нарушение речи в целом – любое негативное изменение функций речевого аппарата человека – например, если меняется произношение слов или речь становится тяжелой для восприятия.

Почему может нарушаться функция коммуникации

Причин изменения произношения или восприятия речи может быть много – все зависит от конкретного нарушения.

Например, если у человека отмечается афазия, она могла стать результатом инсульта, тромбообразования, появления новообразований в головном мозге или травм головы. В некоторых случаях взрослым становится сложно подбирать слова и трактовать их при болезни Альцгеймера или старческом слабоумии (деменции).

Коммуникативные функции у человека могут нарушаться при следующих патологиях и состояниях:

  • болезнь Паркинсона;
  • параличи (в том числе церебральный);
  • рассеянный склероз;
  • дистрофия мышц;
  • челюстные патологии;
  • травмы головы;
  • инсульты;
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное употребление спиртных напитков;
  • паралич Белла или иные состояния, при которых ослабевают лицевые мышцы;
  • опухоли головного мозга.

На качество коммуникации могут повлиять и зубные протезы – если их установить неправильно или слишком туго, речь может стать нечеткой.

В результате стресса или перенапряжения, проблемы с речью у человека могут появиться вследствие развития спастической дисфонии. Голос становится напряженным или же наоборот воздушным. Некоторые специалисты утверждают, что развивается это состояние из-за нарушения работы участка мозга, который отвечает за мышечную и двигательную активность голосового аппарата.

  • онкология гортани;
  • чрезмерное употребление кофе, стимуляторов ЦНС и антидепрессантов (вещества влияют на качество голоса, делая его сдавленным, глухим);
  • наросты и полипы на связках (они мешают чистому произношению);
  • слишком активная голосовая деятельность (связки перенапрягаются, и из-за этого меняется голос; часто такое случается у певцов).

Если нарушение возникло не из-за новообразований в гортани или голосовых связках, это не так опасно, так как легко поддается коррекции.

Если речь нарушилась внезапно, можно заподозрить наличие серьезных проблем со здоровьем, которые требуют неотложной помощи (например, если у человека нарушается восприятие речи и произношение, у него не исключен инсульт).

Терапия речевых нарушений

Конкретные терапевтические меры зависят от выявленного заболевания. Обычно для быстрого выздоровления специалисты назначают и домашние процедуры, и врачебную помощь.

Чем поможет врач

Специалист точно определит патологию, из-за которой начались проблемы с речью. Для этого назначают диагностические мероприятия, которые включают в себя:

  • МРТ либо КТ головного мозга;
  • рентген полости черепа;
  • неврологические тесты;
  • анализы крови и мочи;
  • анализ дикции пациента на слух и анализ восприятия речи.

В последнем случае врач обычно разговаривает с пациентом, чтобы послушать его речь и определить, насколько хорошо человек понимает то, о чем ему говорят (если сложности возникают с пониманием, можно предположить отклонения, затрагивающие не только голосовые связки, но и головной мозг).

Чтобы нормализовать речь, может потребоваться курс занятий с логопедом. К этому специалисту направляют практически всех больных, у которых есть какое-либо расстройство речи, независимо от причин состояния.

Хирургическое вмешательство может потребоваться, когда в области голосовых связок есть новообразования. Если диагностирована спастическая дисфония, спазм иногда снимают уколами ботокса непосредственно в связки.

Как можно помочь в домашних условиях

Спастическая дисфония может стать серьезной помехой для общения. В сложных ситуациях пациенту подбирают специальные электронные устройства, которые преобразовывают напечатанный текст в речевое сообщение. Это может упростить общение до момента выздоровления пациента.

При афазии, особенно если у человека наблюдается спутанность восприятия действительности, лучше общаться с ним упрощенными фразами и предложениями. Чтобы пациент ориентировался в том, что происходит вокруг него, лучше чаще об этом с ним говорить, не забывая указывать время и место.

На время лечения лучше ограничить внешние раздражители. Лучше не допускать нахождения человека с афазией без сопровождения, так как он может потеряться.

Если у человека проблемы с голосом, первое, что он должен сделать – осторожно относиться к голосовым связкам и не напрягать их лишний раз. Лучше также исключить употребление агрессивных химических веществ (например, препаратов от депрессии или кофе, так как они могут дополнительно стимулировать перенапряжение).

Если у человека дизартрия, лучше перейти при общении с ним на письменное общение или язык жестов. Пациенты с дизартрией не всегда правильно воспринимают устную речь других людей, поэтому говорить нужно медленно, с паузами – больному будет проще ответить на вопросы.

Нарушение речи у детей

Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.

Признаки задержки развития

  • в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
  • к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
  • к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
  • к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
  • к девятому месяцу не произносит простые слоги;
  • к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
  • к году — полутора лет жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
  • ко второму году жизни не может осмысленно говорить.

Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.

В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.

Диагностика патологии

Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:

  1. невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
  2. отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
  3. психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).

Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.

Причины нарушений

Чаще всего проблемы со звукопроизношением у детей возникают вследствие следующих факторов:

  • генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
  • болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
  • травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
  • внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).

Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.

Формы нарушений речи

У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:

  1. неправильная интонация;
  2. проблемы голосообразования;
  3. нечеткость произношения звуков;
  4. неправильное формирование темпа речи.

Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):

  • тахилалия – неоправданно быстрая речь;
  • брадилалия – патологически медленное произношение;
  • дисфония – ухудшение голосовых качеств вследствие патологии связок;
  • алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
  • афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
  • ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
  • дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.

Терапия речевых нарушений у детей

Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии.
Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.

Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.

Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.

Ребенок не говорит, хотя по возрасту уже пора. Ждать или беспокоиться? Как определить причину задержки речевого развития?

Если малыш в 1 год не говорит слов или к 2 годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок — мальчик.

Безусловно, у ряда детей лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.

Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития непросто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с "речевыми" детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в разных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

Значительную роль в возникновении нарушений речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее время выявлены локусы хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Однако в некоторых случаях ведущей причиной является резидуально-органическое поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития (гипоксия, травма, инфекция).

В зависимости от уровня поражения существуют различные варианты речевых нарушений .

  • Наиболее простой и распространенный вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков, называется дислалией . При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно "научить" мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.
  • При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (язык, нёбо, губы) возникает дизартрия . Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания — ДЦП, органическое поражение мозга. Однако часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае намного труднее, и желательна совместная работа логопеда и невролога.
  • При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия . Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача).
  • Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых, а в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников (словарный запас бедный, много ошибок при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение), такое состояние называется моторная алалия . Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы .
  • Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык. Такое состояние называется и возникает тоже при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром.
  • Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться неправильно. Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией . У детей это встречается редко, но всегда в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи требуются экстренные меры диагностики и лечения.
  • В детском возрасте также встречается реактивный мутизм . Это немота, возникшая у ребенка, владеющего речью, как невротическое проявление. Но могут похожим образом начинаться и психиатрические заболевания.
  • Заикание не предоставляет трудности для диагностики. О его причинах, видах и вариантах лечения мы расскажем в отдельной статье.
  • Отставание в речевом развитии может быть следствием , или наоборот. Оценка вербальной и невербальной сторон интеллекта важна для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения.
  • Нельзя забывать, что речь формируется как . Очень часто родители не догадываются, что у ребенка .

Нельзя недооценивать влияния речевой функции на формирование ребенка. Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.

Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем специалистов.

Что необходимо в первую очередь , если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

  1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
  2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
  3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.
  4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
  5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

Занятия с логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.

При лечении задержек речевого развития используются различные ноотропные препараты (кортексин, энцефабол, ноотропил и т.д.). Это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач-невролог.

В Центре нейротерапии Института мозга человека Российской академии наук (Санкт-Петербург) разработан способ лечения задержек речевого развития с помощью транскраниальной микрополяризации . В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сила тока применяется очень слабая — в 10 раз меньше, чем при электрофорезе. Данный метод позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, активизировать функциональные резервы и не имеет осложнений. Эффективность такого лечения выше, чем при приеме препаратов, за счет направленного воздействия на речевые зоны мозга. Очень важно, что микрополяризация позволяет не только ускорить речевое развитие, но также уменьшить излишнюю двигательную активность, улучшить внимание и память.

Чутко Леонид Семенович заведующий Центром нейротерапии Института мозга человека РАН,
д.м.н., врач-невролог высшей категории Ливинская Анна Михайловна врач-невролог Центра нейротерапии Института мозга человека РАН

Нарушение речи - это различные речевые расстройства, при которых нарушается формирование структур речевой организации (звуковой и смысловой) при нормальном интеллекте и слухе.

Нарушения речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых.

Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль и обучение изящной речи и входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, что отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Причины нарушений речи

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.)

Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми.

Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих.

В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов. Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода.

При этом выделяются следующие расстройства:

  • дислалия;
  • нарушения голоса;
  • ринолалия;
  • дизартрия;
  • заикание;
  • алалия;
  • афазия;
  • дисграфия;
  • дислексия.

Виды нарушений речи

Дислалия (косноязычие)

До определенного возраста это нарушение не требует вмешательства со стороны специалистов. Суть дислалии в нарушении звукопроизношения, а именно: звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. Ставят этот диагноз, когда ребенку более 4 лет, он обладает хорошим слухом, достаточным словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. Такой ребенок скажет вместо «шапка» - «сапка», не «рак», а «лак».

Ринолалия

Это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При этом ребенок говорит как бы «в нос» или гнусавит. Происходит это при расщеплении твердого и мягкого неба, травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. При ринолалии искажаются все звуки речи.

Такого ребенка трудно понять: говорит он монотонно и неразборчиво. Кроме того, изменение тембра голоса возможно и тогда, когда в полость носа не попадает достаточное количество воздуха. Часто это происходит при аденоидах, полипах, искривлении носовой перегородки, что сильно затрудняет носовое дыхание. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков.

Дизартрия

Вследствие органического поражения центральной нервной системы возникает еще одно речевое нарушение - дизартрия. В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Возникает дизартрия, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Например, ребенку трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону.

Такому ребенку трудно сделать элементарное: надуть щеки, хмурить или поднимать брови, поскольку мышцы лица малоподвижны. При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной стороны речи:

  • звукопроизношение;
  • голос;
  • речевое дыхание;
  • интонация;
  • общая мелодика речи.

Но необходимо знать, что это - не самостоятельное заболевание, а часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребенка лечат комплексно.

Алалия

Говоря об алалии, имеют ввиду полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе. При этом ребенок находится в речевой среде, стремится общаться с окружающими (но делает это с помощью мимики и жестов), не является умственно отсталым, его речевой аппарат без аномалий, параличей или парезов.

С чем это связано? Специалисты отмечают, что возникновение этого нарушения обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга. При чем происходят подобные нарушения еще во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалию делят на сенсорную (когда ребенок не понимает и, следовательно, не может воспроизвести человеческую речь) и моторную (в этом случае ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может ею овладеть).

Задержка речевого развития (ЗРР)

Этот диагноз обычно ставят детям раннего возраста. При ЗРР ребенок вполне нормально, но намного позже и медленнее, чем его сверстники, овладевает речью. Среди причин возникновения ЗРР - неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребенка или особый, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.

Заикание (логоневроз)

Механизмы (причины и сущность) возникновения логоневроза до конца не раскрыты. Этот вид речевого нарушения основывается на повторении звуков (в большинстве согласных), «растягивании» гласных, остановке речи, повторе слога или слова и часто обусловлен страхом. Нередко при этом нарушена координация движений речевого аппарата и дыхания.

Обычно в повседневной жизни в расслабленном состоянии такие дети не заикаются, но стоит им выйти на сцену или стать перед школьной доской, как волнение, а с ним и заикание, дает о себе знать.

Дисграфия и дислексия

Если у ребенка не отмечено интеллектуальных или слуховых нарушений, но он не способен овладеть письмом и чтением (или же делает это с большими трудностями), говорят о дисграфии и дислексии.

Лечение нарушений речи

Речевые нарушения (у взрослых) являются симптомом целого ряда заболеваний, при которых в патологический процесс вовлекаются так называемые «речевые» зоны головного мозга.

Это может быть как неуклонно прогрессирующая патология (рассеянный склероз, болезнь Апьцгеймера, целый ряд дегенеративных заболеваний), так и последствия очагового поражения головного мозга в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, радикально прооперированных опухолей и т.д.

Если в первом случае лечебное воздействие бывает малоэффективным, то в ситуации «отгремевшей» мозговой катастрофы рано начатая реабилитация дает хороший клинический результат.

Решение о целесообразности и комплексности воздействия выносится после проведения диагностических мероприятий, включающих обследование и тестирования с целью оценки характера нарушений и степени выраженности утраченных функций.

Реабилитация больных с речевой патологией состоит из комплексного воздействия включающего:

  • медикаментозное лечение;
  • транскраиальную магнито-электро стимуляцию (ТКМЭС);
  • логопедические коррекционные занятия с пациентом.

Медикаментозное лечение подбирается индивидуально с учетом имеющегося заболевания, степени нарушения утраченных функций, состояния организма в целом. Целью медикаментозной терапии является улучшение интегративной способности мозга (речи, памяти, внимания, способности к обучению) за счет активизации процессов нейропластичности.

Расстройство речи может являться симптомом

К каким врачам обращаться при расстройстве речи

Вопросы и ответы по теме "Нарушения речи"

Вопрос: Здравствуйте! В детстве у меня была травма основания черепа, с тех пор я плохо разговариваю, при чем сама во время разговора я не слышу дефектов. Занималась с логопедом много лет, но ни к чему не привело. Какие можете посоветовать методы лечения?

Ответ: Здравствуйте! Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР).

Вопрос: У моего ребенка аденоиды. ЛОР порекомендовал также показаться логопеду. Почему?

Ответ: Действительно, аденоиды или избыточное разрастание носоглоточных миндалин, могут являться причиной речевых нарушений у детей. Слабость мышц речевого аппарата, нарушение речевого дыхания, снижение физического слуха и фонематического восприятия – вот еще не все симптомы этого заболевания, которые пагубно влияют на развитие речи ребенка.

Вопрос: Почему ребенок плохо разговаривает?

Ответ: В большинстве случаев, задержка речевого развития появляется вследствие незрелости нервной системы ребенка. Ни для кого не секрет, что в последнее время резко снизился уровень детского здоровья. Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства – 50,5%, так как речь является наиболее сложной психической функцией. Работа по коррекции речевых нарушений должна проводиться сразу же, как только замечено появление задержки речи. Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный для речи период (до 3 – 5 лет).

Вопрос: Как долго нужно заниматься с логопедом?

Ответ: Продолжительность занятий с логопедом зависит от тяжести речевого нарушения у ребенка. После первичного обследования логопед делает первичный прогноз о продолжительности логопедических занятий.

Речевые расстройства – это дефекты произношения, которые возникают из-за органических или функциональных нарушений со стороны головного мозга, речевого аппарата, органов слуха и вследствие других факторов. О речевых расстройствах говорят, когда их произношение содержит ошибки или развито хуже, чем у сверстников. Сюда не относятся дефекты, которые проявляются во время формирования речи и исчезают по мере развития ребенка.

Эпидемиология

Наиболее часто наблюдаемая группа речевых расстройств – это небольшие задержки и проблемы с артикуляцией. Такие формы отмечаются у 15–25% малышей, они не приводят к социальным нарушениям и хорошо поддаются коррекции.

Значительные проблемы с речью встречаются у 1–5% детей школьного возраста. У мальчиков – в 2–3 раза чаще, чем у девочек.

Тяжелые и устойчивые расстройства речи, которые приводят к существенным социальным нарушениям, встречаются в 0,1% случаев.

Симптомы

Речевые нарушения могут затрагивать звуковую, фонематическую, лексическую, грамматическую стороны речи. Они не проходят без специальной коррекционной работы. К ним относятся:

  • нарушения образования звуков (артикуляция);
  • нарушения в выражении и понимании тона голоса, интонации собеседника (просодия);
  • нарушения в понимании грамматически правильных предложений (синтаксис);
  • нарушения способности кодировать значение словами и декодировать значения из слов (семантика);
  • нарушения способности понимать контекст, улавливать скрытые посылы, не выраженные явно (прагматика).

Родителям стоит обратиться к специалисту, если ребенок употребляет перед словами лишние звуки, повторят первые слоги или слова в начале фразы, делает вынужденные остановки в середине слова или фразы либо просто заминается перед началом речи.

Классификация

Для дифференцирования речевых расстройств применяются две классификации: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Но поскольку они скорее дополняют друг друга, нежели противоречат, мы рассмотрим наиболее распространенные формы, представленные в каждой из них.

Дислалия – нарушение в произношении звуков при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок не может произнести звук и просто пропускает, искажает его или заменяет другим. Впоследствии это отражается и на письме. Дислалия бывает простой (нарушено произношение одной группы звуков, например, шипящие) и сложной (искажается произношение разных групп звуков, например, шипящие и свистящие).

Дизартрия – затрудненное произношение звуков вследствие ограничения подвижности органов артикуляции. Это связано с нарушениями со стороны центральной нервной системы.

Ринолалия – изменение тембра голоса в сторону носового произношения. Ринолалия бывает открытой, когда струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот, и закрытой, когда проход воздуха в нос закрыт. Открытая наблюдается при «волчьей пасти», травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. Закрытая образуется вследствие аденоидов, полипов в носу, искривлений носового хода.

Алалия – полное или частичное недоразвитие речи у детей 3–5 лет при сохранном интеллекте, хорошем слухе. Причина расстройства – недоразвитие или поражение речевых областей левого полушария головного мозга во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение произношения слов родного языка по причине дефектов восприятия и воспроизведения звуков. При этом один звук может заменять целую группу, например «ть» вместо «с», «ч» и «ш»: «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка». Другое проявление расстройства – замена сложных звуков простыми, например «л» вместо «р» – «лыба», «ф» вместо «ш» – «фуба». Третье проявление – смешение звуков, правильное употребление их в одних словах и искажение в других. Так, ребенок может нормально произносить звуки «р», «л» и «с» по отдельности, но в речи их заменяет: «старял стлагает дошку» вместо «столяр строгает доску».

Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: и звуковых, и смысловых. Такие дети начинают позже говорить, первые слова появляются в 3–4 и даже к 5 годам, речь, как правило, аграмматична, фонетически не оформлена, ребенок понимает обращенные к нему слова, но свои мысли не озвучивает. Наконец, речь детей с такими нарушениями обычно малопонятна, но интеллект и слух развиты нормально.

Заикание – нарушение ритма, темпа, плавности речи вследствие судорог мышц речевого аппарата. Ребенок повторяет отдельные звуки или слоги, делает вынужденные остановки в речи. Это наблюдается в период интенсивного развития речи – от 2 до 5 лет. В начальной стадии дефект легко поддается коррекции, но со временем усиливается и влечет за собой изменения в психике.

Сопутствующие проблемы

Расстройства речи у детей требуют своевременной коррекции. При тяжелых и устойчивых нарушениях ребенок испытывает трудности в общении, учебе, чтении и правописании, возможны проблемы с математическими науками. Но если нарушения наблюдаются только на уровне артикуляции, то трудности в учебе могут и не возникнуть.

Большинство рисков связаны с психиатрической сферой. Причем проблемы могут появиться по причине самих расстройств или вследствие действия факторов, которые они вызвали.

У детей с речевыми нарушениями в будущем велик риск тревожности, дефицита внимания, сложностей в установлении социальных контактов. При низком IQ в будущем возможны психопатологии. При расстройстве рецептивной, экспрессивной и артикуляционной речи допустимы эмоциональные проблемы. Все это требует своевременной коррекции.

Диагностика

Часто расстройства речи возникают вследствие нарушений слуха, поэтому первое, что требуется сделать, – это оценить работу слухового аппарата. Затем проводится тест общей умственной способности, чтобы дифференцировать расстройство речи и генерализованную недостаточность обучаемости. Поскольку отклонения речи часто сопутствуют расстройствам аутического спектра, то необходима и психиатрическая оценка.4.38

4.38 из 5 (8 Голосов)

Записаться на прием к врачу

Наталья Сосновских
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

Речь - это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят, чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос «со скольки дети начинают говорить?» становится одним из самых актуальных в первые годы жизни малыша.

Речь, мышление и психика развиваются одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка.

Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Задержка речевого развития малыша беспокоит родителей, и, пытаясь решить эту проблему, они обращаются к разным специалистам, как правило к педиатрам или невропатологам. Врачи назначают чаще всего медикаментозное лечение. Помните: в таких ситуациях эффективную помощь малышу может оказать и логопед - специалист по ранней детской коммуникации.

Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов, нередко сочетающихся друг с другом.

Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы:

Органические, которые приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);

Функциональные, которые препятствуют нормальной работе речевого аппарата.

Причинами нарушения речи могут быть: ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ, НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ, НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ, ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.

1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ

Внутриутробная гипоксия

Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина,

Работа на вредном производстве

Нарушения сроков вынашивания плода

Алкоголь и наркотические вещества.

2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба

Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка.

3. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга.

Асфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины, что вызывает минимальные повреждения головного мозга.

Малая масса тела новорожденного.

4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.

Травмы и ушибы головного мозга.

Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.

Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность, могут начать говорить позже своих сверстников.

Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:

Выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);

Агрессивность, драчливость, конфликтность;

Повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;

Чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;

Энурез (недержание мочи);

Онанизм;

Повышенную обидчивость, ранимость;

Склонность к болезненному фантазированию.

Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу - психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы.

У детей с общим недоразвитием речи, могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.

Речь дошкольника еще не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. В этом возрасте выделяют несколько так называемых критических периодов развития речи: в 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.

На то, что "ребенок не говорит", жалуются родители детей разного возраста.

Первые слова могут появиться в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже, чем у девочек. Внимание!

Если в 2 года малыш не лепечет или не произносит ХОТЯ бы несколько слов" а в 3 года не говорит фразы - это серьезный повод для беспокойства.

Как определить, что у малыша темповая задержка речи?

Ребенок хорошо понимает то, что ему говорят взрослые. Предложите крохе выполнить несколько заданий, они помогут узнать, насколько хорошо он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

Иди ко мне на ручки.

Принеси мне мишку.

Покажи на картинке машинку (зайчика, куклу и др.).

Можно выделить некоторые дефекты речи:

ЗРР (задержка речевого развития) - сложное заболевание, причины которого зачастую так и остаются невыясненными. Чаще всего оно определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.

Алалия – состояние, при котором у малыша полностью или в значительной степени отсутствует речь ввиду недоразвитости либо патологий участков головного мозга, отвечающих за соответствующую функцию, но при этом ребенок хорошо слышит. Различают сенсорную и моторную алалию. При сенсорной алалии ребенок не способен понимать чужую речь: он распознает звуки, но не воспринимает смысл произносимого. Дети, страдающие моторной алалией, не способны к изучению и использованию языка – им не дается усвоение звуков, слогов, грамматических конструкций;

Дизартрия – это общие нарушения устной речи, а именно: нечеткое, смазанное произношение звуков; очень тихий или неестественно резкий голос; ускорение или замедление темпа речи, отсутствие плавности; нарушение дыхательного ритма при разговоре. Характерная черта дизартрии – затрудненность жевания. Страдающие таким отклонением дети отказываются от твердых продуктов, с неохотой едят мясо. В попытках хоть чем-нибудь накормить ребенка родители поддаются его капризам и переводят на мягкую пищу, вследствие чего развитие артикуляционного аппарата замедляется еще больше;

Дислалия – это проблемное произношение одного или нескольких согласных звуков: свистящих, шипящих, р, л. Проявляется в отсутствии, искажениях или заменах звуков.

Заикание – это нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата. Малыш, страдающий заиканием, с трудом выговаривает слова, вынужденно делает длительные паузы, несколько раз повторяет слоги или звуки. Чаще всего заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет; в этот период рекомендуется уделить особое внимание профилактике речевых нарушений у детей.

Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, при котором применение психостимулирующих и вазоактивных медикаментозных препаратов сочетается с психотерапевтическими и педагогическими способами воздействия. По типичности и стойкости внешних проявлений расстройств речи на первой позиции находятся алалия и дизартрия; несколько менее выраженными и легче поддающимися терапии являются разные виды дислалии и заикание.

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, следует:

Понаблюдать за его поведением. Играет ли малыш вместе с другими ребятами? Стремится ли он к коммуникации со сверстниками и взрослыми? Задержка речевого развития может быть связана с расстройствами в сфере общения (аутизм) или отклонениями психики;

Проверить, насколько полно он понимает обращенную к нему речь, справляется ли с простыми заданиями, не сопровождающимися жестикуляцией;

Выяснить, насколько хорошо у него развит слух;

Провести тщательное обследование, включающее консультацию логопеда, невролога и психолога;

При необходимости начать коррекционную терапию и логопедические занятия.

Дети с тяжелыми нарушениями речи не имеют достаточной возможности с помощью вербального общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал. Поэтому окружающая среда для них должна стать источником развития. Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развития. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды и воспитатели, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: логопед, педагог- психолог, медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, семья и воспитатель.

Речь воспитателя должна отвечать правилам фонетики и грамматики. Он должен владеть достаточно широким лексическим запасом. Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики детей. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами системности и последовательности, индивидуального подхода.

От этапа к этапу меняются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушением речи. В детском саду, воспитатель решает общеобразовательные задачи: формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объём знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях; способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов и представлений; развивает у детей математические представления, а также обучает детей различным приёмам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, сочетая их с развитием речи. Наряду с этим воспитатель детского сада для детей с недоразвитием речи решает коррекционные задачи: формирует положительные навыки общего и речевого поведения, развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной активной самостоятельной речью. Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы в доступной им словесной форме. Он совершенствует у детей навыки общения друг с другом.

Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Педагоги группы – логопед и воспитатель должны работать в тесном содружестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует:

Совместное изучение содержания коррекционной программы в дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

Совместная подготовка ко всем логопедическим занятиям и детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);

Общая работа с родителями.

Совместная работа логопеда и воспитателя с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Педагоги обязаны систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью они совместно проводят родительские собрания, консультации, индивидуальные и групповые беседы, оформляют специальные стенды, папки-передвижки.

Итак, успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, и что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.