Можно ли заплатить налоги за другую организацию. Вопросы уплаты налога за третьих лиц. Блокировка «подозрительных» счетов дошла до суда

Фото с сайта www.uznayvse.ru

Граждане и компании, которым теперь разрешено платить налоги за третьих лиц, столкнулись с проблемой. В январе, когда подошли сроки уплаты НДС за четвертый квартал прошлого года, налога на прибыль и других, выяснилось, что банки не опасаются принимать налоговые платежи "за товарища". В кредитных организациях это объясняют тем, что закон есть, а нормативных разъяснений по нему Минфин пока не дал. Если платежи "не пройдут", банкам грозят претензии со стороны налогоплательщиков, которым начислят пени за несвоевременную уплату.

Заплати за другого

Заплатить налог за другого стало возможным, когда в конце ноября прошлого года Владимир Путин подписал 97-страничный в налоговое законодательство (№ 401-ФЗ от 30 ноября 2016 года). В числе прочих изменения вносились в п. 1 ст. 45 НК, где теперь значится, что за налогоплательщика с ФНС может расплатиться "иное лицо" - физическое или юридическое. Причем решение о такого рода "помощи другу" стоит принимать осознанно, поскольку еще одна поправка предусматривает, что "помощник" не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога.

Михаил Мишустин, г лава Федеральной налоговой службы , которая выступила инициатором поправок, говорил о том, что в ФНС поступало большое количество обращений от граждан, которые жаловались, что не могут вносить платежи за близких родственников: супругов, детей, пожилых родителей. Кроме того, Мишустин отмечал, что в последнее время служба старается сделать оплату налогов наиболее комфортной. С одной стороны, сейчас уплатить налоги можно даже с телефона, а с другой? неудобно, что можно сделать это "только за себя".

Налоговые юристы оценили новеллу исключительно с позитивной стороны: возможность платить за кого-то - действительно удобная вещь. "Теперь иное лицо может заплатить за налогоплательщика не только сборы, но также пени и штрафы, - уточняет Екатерина Леоненкова, руководитель налоговой практики . - Это актуально прежде всего, если на счетах налогоплательщика отсутствуют денежные средства. Например, когда есть существенные доначисления по результатам выездных или камеральных налоговых проверок".

Юрист той же компании Бронислав Садиков отметил, что у него и его коллег нередко возникает необходимость оперативной уплаты государственной пошлины от имени заявителя за совершение какого-либо юридического действия. "При этом раньше при подаче документов для совершения юридически значимого действия требовалось прикладывать доказательства того, что денежные средства, перечисленные в счет уплаты госпошлины, принадлежали именно заявителю, а не лицу, ее оплатившему (например, расходный кассовый ордер), - рассказывает о возникавших затруднениях юрист. - Представляется, что с введением возможности уплаты налога иным лицом приложение соответствующих документов более не потребуется", - предполагает Садиков.

"На мой взгляд, необходимость оплаты налога одного юридического лица другим юридическим лицом возникает не так часто. Подобная ситуация может возникнуть в группе компаний, когда по какой-то причине к моменту уплаты налога на расчетном счете компании не оказалось достаточного объема денежных средств, а при этом на счете "дружественной" компании есть "свободный" остаток денег", - комментирует Алексей Прохоров, старший юрист практики налогового и таможенного права юрфирмы .

Банки в затруднении?

Однако нововведение создало трудности для банков, на которые во второй половине января легла повышенная нагрузка по приему налоговых платежей. Так, 25 января истекает срок уплаты НДС за четвертый квартал прошлого года (по информации ФНС - лидер поступлений в бюджет - порядка 2,4 трлн руб. за декабрь-ноябрь 2016 года), с 28 января начинается срок оплаты налога на прибыль, за ним - налогов на имущество, транспорт и так далее.

Однако у тех, кто решил воспользоваться нововведением, возникают сложности на этапе внесения платежа. Как рассказали "Коммерсанту" в ряде кредитных организаций, банки опасаются проводить налоговые платежи за третьих лиц, ссылаясь на отсутствие необходимой для этого нормативной базы. "Мы ожидаем, когда нормативные акты по оформлению платежных поручений (107н Минфина и 383-П ЦБ) будут приведены в соответствие с поправками к НК РФ, - рассказала изданию руководитель отдела развития электронного бизнеса "Райффайзенбанка" Наталья Масарская . - После этого мы предоставим клиентам возможность уплаты налогов за третьих лиц". В "Абсолют-банке" отметили, что не смогут предоставлять клиентам такую услугу без новой редакции приказа Минфина.

В пресс-службе ЦБ пояснили, что ему менять свои разъяснения не нужно: "Порядок указания информации для налоговых целей устанавливается в приказе 107н и относится к компетенции Минфина. Проект соответствующих изменений в 107н разрабатывается Минфином с участием Банка России. При этом изменения в 383-П не потребуются".

Вопрос в том, когда будут готовы инструкции Минфина, ведь если банк не хочет проводить "узаконенные" платежи, клиент вправе потребовать от него письменного отказа, а после взыскать с кредитной организации уплаты пеней за несвоевременное перечисление налога. Между тем проект изменений в приказ 107н все еще находится в разработке и проходит общественное обсуждение. В ФНС "Право.ru" рассказали, что в настоящее время "приказ Минфина по правилам заполнения расчетных документов находится в завершающей стадии согласования". Пресс-служба Минфина смогла сослаться лишь на слова главы департамента налоговой и таможенной политики Алексея Сазанова , который накануне заявил журналистам ТАСС: "Насколько я знаю - это позиция "Райффайзенбанка". Мы будем выяснять в ФНС. Пока мы не знаем, в чем проблема".

В "Сбербанке" невозможность администрирования платежей от третьих лиц подтвердили лишь косвенно, предложив пока использовать альтернативный способ уплаты налогов за третьих лиц. "Физическое лицо может внести средства на счет юридического лица по реквизитам и с тем назначением платежа, которое отвечает сути операции. Сделать это можно через устройства самообслуживания или через сеть офисов. Далее компания может использовать полученные средства, как и любые другие размещенные на ее счете, для уплаты налогов", - говорится в сообщении пресс-службы банка в ответ на запрос "Право.ru".

Проблем быть не должно, считают юристы

До 30 ноября прошлого года "иные лица" могли заплатить налоги "за товарища", несмотря на то, что законодательно такой возможности не существовало. Банки по желанию клиентов проводили такие платежи, указывая в графе "назначение платежа" платежных поручений наименование налогоплательщика, а также его ИНН и КПП. В отсутствие разъяснений Минфина ЦБ предлагает банкам, которые опасаются, что платежи не пройдут, пока что пользоваться этим способом.

Вместе с тем юристы налоговой практики считают, что банки зря отказывают клиентам. "Как видится, опасения относительно незачета налоговых платежей, перечисляемых иными лицами, беспочвенны", - говорит Илья Мокрышев, управляющий партнер компании . Он считает, что можно не ждать, пока Минфин отредактирует свой нормативный документ, ведь ФНС, предвидя проблемы такого рода, в декабре прошлого года разработала и выпустила Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ . В них содержатся основные рекомендации по заполнению налоговых платежей, соблюдение которых должно обеспечить правильную идентификацию налогоплательщика и назначения платежей от "иных лиц".

Так, согласно им, в поле "ИНН плательщика" указывается ИНН лица, за которого платят налог, такое же правило действует с полем "КПП плательщика". А вот в поле "Назначение платежа" третьи лица указывают уже свои ИНН, КПП (для физлиц только ИНН) и наименование (ФИО). "В целях выделения информации о плательщике надлежит использовать знак «//»", - добавляют в инструкции.

"В отличие от проекта изменений в приказ Минфина (№ 107н - прим. ред. ), в котором предусматривалось дополнение перечня статусов плательщика в связи с установлением возможности уплаты налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ третьими лицами, Правила (ИФНС - прим. ред.) не предусматривают введение нового статуса для плательщиков, перечисляющих платежи за иных лиц. Поэтому в поле "101" указывается статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ исполняется", - добавляет Мокрышев.

На инструкции от ФНС ссылается и Бронислав Садиков из "Яковлев и Партнеры" , полагающий, что банки и плательщики, исполняющие обязанность по уплате налога за других лиц, в настоящее время могут руководствоваться данными правилами. "Вместе с тем они не являются нормативным правовым актом, и, по-видимому, следует ждать внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения", - говорит он, предполагая, отчего банки неохотно пользуются предложенным налоговой способом идентификации плательщиков и платежей.

Что делать, если отказали

Здесь мнения юристов разошлись. Екатерина Леоненкова из "Яковлев и Партнеры" считает, что банки не вправе создавать проблемы клиентам, если у тех есть законодательно закрепленная возможность уплатить налог за другое лицо. Согласно НК, обязанность по уплате налогов считается исполненной, когда в банк предъявлено поручение на перечисление в бюджет денежных средств со счета налогоплательщика (или иного лица) при наличии на нем необходимого остатка. "Соответственно банк обязан принять к исполнению данное поручение и исполнить его в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. Нарушение банком данного срока влечет привлечение к ответственности в виде штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки", - напоминает юрист. Леоненкова считает, что если третье лицо не нарушило порядок направления в банк "платежки" с поручением перечислить за кого-то налоги, ответственность за его неисполнение ляжет на кредитную организацию. "При наличии возможности уплаты налога иным лицом (норма, прямого действия) - это прежде всего риски и проблемы банков", - поясняет она.

В случае, когда банк отказался принимать платежное поручение на уплату налога "за друга", Алексей Прохоров из "ЮСТ" советует ссылаться все на те же разъяснения ФНС, а если это не поможет - не рисковать, настаивая на внесении платежа. "На мой взгляд, в таком случае лучше отказаться от идеи осуществить уплату налога с расчетного счета компании, входящей в группу, и изыскать возможность исполнить обязанность самостоятельно. Ведь до внесения изменений в НК РФ компании, входящие в одну группу, как-то находили способ самостоятельно исполнять свои налоговые обязанности", - говорит юрист.

Согласно закону, лицо должно самостоятельно исполнять налоговые обязательства. Но в 2016 году были внесены поправки, согласно которым взносы могут уплачиваться третьим лицом. Актуально это в том случае, если фирма не может уплатить налоги в положенные сроки. Для предупреждения образования задолженности разумно будет обратиться к представителю.

Можно ли уплачивать налог за третьих лиц?

Выплата налогов за третьих лиц регулируется ФЗ №401 «О внесении изменений в 1-ю и 2-ю часть НК РФ» от 30 ноября 2016 года. В нормативном акте указано, что третье лицо может оплачивать и налоги, и госпошлины. Лицом этим может являться, к примеру, материнская компания, оплачивающая налог за свою дочернюю фирму.

До введения в действие ФЗ №401 ограничений по внесению налога третьими лицами не было. Однако рассматриваемая операция была сомнительна. В НК РФ присутствуют указания на то, что налогоплательщик должен самостоятельно нести свои обязательства по выплатам. Налог мог переводиться третьими лицами только при наличии этих обстоятельств:

  • Фирма обращается к услугам налоговых агентов.
  • Уплата штрафов и налогов правопреемником ранее реорганизованного ЮЛ.
  • Взыскание задолженности дочернего ЮЛ со счета материнской компании.
  • Налоги ликвидируемой организации оплачиваются третьим лицом – ликвидационной комиссией.
  • Задолженность выплачивается учредителями организации, которая ликвидируется.

Формулировка о том, что фирма должна самостоятельно нести свои обязательства, может трактоваться по-разному. Однако большинство инстанций полагает, что выплаты могут совершаться третьими лицами. Одновременно с этим ставится важное условие: средства, направленные на уплату налогов, должны принадлежать самому налогоплательщику. То есть третье лицо выступает в качестве представителя налогоплательщика.

ВАЖНО! 30 ноября 2016 года со вступлением в силу ФЗ №401 стало возможным совершение выплат в счет третьих лиц. С 1 января 2017 года разрешен перевод страховых взносов по аналогичной схеме.

Кто именно может уплачивать налог

Обязательство предполагает уплату налога в установленный срок. Если средства будут уплачены, но сроки нарушены, обязательство в полной мере исполненным считаться не будет. Обязательство прекращается тогда, когда деньги будут направлены по нужному адресу. Кем может являться третье лицо, которое выплачивает средства за налогоплательщика? Это следующие лица:

  • Законный представитель. Действовать он будет на основании учредительной документации.
  • Уполномоченный представитель. Осуществлять операции он будет на основании доверенности. Действует она на протяжении 3 лет.

Во 2 пункте статьи 37 НК РФ указано, что налог может выплачиваться третьими лицами, работающими от своего имени. Однако у этих лиц обязательно должны быть соответствующие полномочия, подтвержденные документами. В обратном случае направленные средства будут считаться переплатой незаконного представителя, а обязательство компании так и не будет погашено.

ВАЖНО! Средства могут быть уплачены налоговым агентом. Если сроки платежей передвигаются, требуется составить договор поручительства. Если представитель не переведет деньги, они взыскиваются с поручителя.

Какие именно налоги могут уплачиваться третьими лицами

Представитель может уплачивать за налогоплательщика самые различные налоги: , акцизы. Возможна уплата , государственных пошлин, транспортных и налогов. С 2017 года третьи лица имеют право переводить страховые взносы в , центры медицинского страхования.

Порядок уплаты налогов третьим лицом

Сначала представителю необходимо составить договор займа. Нужен он для того, чтобы исполненный платеж не был признан безвозмездной помощью. Особенности составления соглашения регламентированы пунктом 1 статьи 807 ГК РФ. В договоре нужно указать сумму займа и сроки его погашения. Затем представителю нужно составить платежное поручение. Выплаченные средства фиксируются в бухучете.

Составление платежного поручения

При совершении выплат третьим лицом нужно составить платежное поручение. Оно требуется для того, чтобы деньги были направлены по верному пути. В поручении прописывается эта информация:

  • КПП налогоплательщика. Если налог выплачивается за ФЛ, в этом пункте нужно указать «0».
  • Информация о третьем лице, которое совершает платеж.
  • КПП и ИНН третьего лица.

Цифрой указывается статус налогоплательщика:

  • «09» – ИП.
  • «01» – ЮЛ.
  • «13» – ФЛ.
  • «10» – нотариус, который занимается частной практикой.

Бухучет платежей

Выплата налога третьим лицом предлагает, что у одной компании появляются обязательства перед другой. Средства предоставляются на основании договора займа. В дальнейшем они должны быть возвращены налогоплательщиком. Налоговая сумма не будет считаться расходом фирмы, так как не происходит уменьшения активов. Средства будут возвращены, а потому капитал организации не сокращается. Налогоплательщику предоставляется беспроцентный заем, а потому он не будет входить и в финансовые вклады. Связано это с тем, что не исполняется пункт 2 Положения по бухучету ПБУ 19/02, установленный Приказом Минфина №126 от 10 декабря 2002 года.

Заем будет учтен в составе дебиторских долгов. По этой причине в бухучете его нужно фиксировать на дебете счета 76 и кредите счета 51. Когда налогоплательщик вернет средства, у компании не образуется дохода. Проводки при уплате налоговых платежей за другое лицо будут следующими:

  • ДТ76 КТ68. Фиксация беспроцентного займа в структуре платежей по налогам.
  • ДТ51 КТ76. Средства были возвращены.

Проводки подтверждаются договором о выданном займе.

Налоговый учет

В рамках налогового учета выплата налога за другое лицо также будет считаться предоставлением займа. На займы НДС начисляться не будет на основании пункта 2 статьи 146 НК РФ, пункта 3 статьи 39 НК РФ. Аналогичная позиция изложена в Письме ФНС №ЕД-4-3/7896 от 29 апреля 2013 года.

Выданный заем не будет учтен в структуре расходов и доходов компании на основании пункта 12 статьи 270 НК РФ, пункта 1 статьи 251 НК РФ. Следовательно, не будет начисляться налог на прибыль.

Что дает возможность оплаты налога представителями

Поправки в НК РФ выгодны как государству, так и налогоплательщику. Рассмотрим основные выгоды:

  • Предупреждение нарушения сроков пополнения бюджета. Иногда компания не может исполнить свои обязательства в срок. С учетом поправок у нее предоставляется право передать обязанность по уплате другим лицам. Следовательно, не образуется никакой задолженности. Бюджет страны пополняется своевременно.
  • У налогоплательщика не образуется долга. Следовательно, не появляются также штрафы и пени.
  • Третьему лицу теперь не нужно собирать пакет документов, которые подтверждают, что выплачиваемые средства принадлежат именно налогоплательщику.

Нововведение призвано усовершенствовать систему выплаты налогов. Оно же сокращает количество задолженностей. Однако у поправки есть некоторые минусы. В частности, банки, принимающие средства, сталкиваются с повышенной нагрузкой при обработке платежей.

Дата публикации: 01.03.2017 15:45 (архив)

На практике нередко возникают ситуации, когда компания либо налогоплательщик – физическое лицо не может самостоятельно и в срок заплатить налог. Очевидно, что при таком положении вещей в накладе остается не только сам налогоплательщик, но и бюджет, в который средства либо не поступают вовсе, либо поступают с запозданием. Поэтому достаточно давно вопрос о возможности уплатить налоги за иных лиц требовал решения на законодательном уровне.

Каким образом данная проблема урегулирована в новом 2017 году? На эти и другие вопросы пресс-службе УФНС России по Владимирской области ответила начальник аналитического отдела Н.А. Глонина.

- На федеральном уровне принято вполне логичное решение дать возможность уплачивать налог за налогоплательщика третьими лицами. Закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ дополнил пункт 1 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации фразой: "Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога".

Что явилось предысторией внесения указанных изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации?

В 2004 году Конституционный суд, казалось бы, однозначно и окончательно ответил на вопрос о допустимости уплаты налогов одной компанией за другую – так делать нельзя. Аргументы в обоснование были приведены следующие: невозможность четко персонифицировать деньги, за счет которых производится уплата налога, препятствование осуществлению результативного налогового контроля в случае вмешательства в процесс уплаты третьих лиц, создание выгодных для недобросовестных плательщиков ситуаций, когда можно было бы уклоняться от уплаты путем "неотражения на своем банковском счете поступающих доходов". Однако, жизнь не стоит на месте и на практике все чаще возникало множество вопросов со стороны налогоплательщиков о желании уплатить налоги в бюджет в срок, использовав при этом все возможные способы. Ведь как, к примеру, выйти из положения с уплатой налогов, если собственные средства "заморожены" в банке, или у банка, в котором у плательщика открыт единственный счет, отозвана лицензия на осуществление банковских операций? Выходило, что при таких обстоятельствах он просто вообще не сможет вовремя исполнить свою обязанность по уплате налога.

С целью решения указанных проблем и в ответ на многочисленные обращения налогоплательщиков в 2016 году ФНС России обратилась в Минфин России с целью законодательно закрепить возможность уплаты налогов за третьих лиц.

И вот уже с 30.11.2016 разрешено платить налоги за других, а с 01.01.2017 – и страховые взносы.. Какие же основные цели решаются данным нововведением?

Основная цель - улучшить условия исполнения обязанности по уплате налогов. Ведь эта поправка снимает ряд самых актуальных проблем, например, связанных с уплатой налога за членов семьи. И, конечно, указанные изменения призваны способствовать увеличению доходной части бюджета страны.

Таким образом, обозначенная проблема решена. При этом, наверное, существует ряд вопросов, на которые плательщику необходимо обратить внимание при осуществлении платежа за иное лицо?

Да, однозначно у медали всегда две стороны. Не очень хорошо для налогоплательщиков, что деньги, уплаченные в бюджет за налогоплательщика третьим лицом, возврату не подлежат (дополнение к п. 1 ст. 45 НК РФ). И об этом необходимо помнить. Плюс ко всему необходимо учитывать, что на сегодняшний день это довольно новый способ исполнения обязанности по уплате налога, он еще не обкатан. К примеру, окончательно нормативными документами не определены правила оформления платежных документов на перечисление налогов и страховых взносов за иных лиц.

Так, Правила заполнения платежных поручений на перечисление средств в виде налогов и взносов утверждены Приказом Минфина от 12 ноября 2013 г. № 107н. На момент вступления в силу Закона № 401-ФЗ в части, касающейся открывшейся возможности уплачивать налоги за налогоплательщика третьими лицами, в Правила изменения внесены не были. Необходимо отметить, что Минфин России уже подготовил проект изменений в Правила, К примеру, предполагается введение новых кодов, определяющих статус плательщика ("28" - законный или уполномоченный представитель налогоплательщика; "29" - иные юрлица; "30" - иные физлица). Кроме того, поле "Назначение платежа" согласно проекту должно будет содержать информацию о реквизитах доверенности (номер и дату), если налоги и взносы уплачиваются уполномоченным представителем налогоплательщика. Однако, это пока только проект - документ официально не утвержден.

Означает ли это, что уплатить налог за третьих лиц в настоящий момент нельзя? Есть ли выход из положения?

Да, конечно. Отсутствие обозначенных правил не означает, что пока эта возможность остается лишь на бумаге. В информационном сообщении ФНС России разъяснено, что должны учесть третьи лица, перечисляющие налоги за налогоплательщиков.

Так, в полях платежного поручения "ИНН плательщика" и "КПП плательщика" указываются реквизиты лица, чьи налоговые обязанности исполняются. Обратите внимание! Если налог уплачивается за "налогоплательщика - физическое лицо", у которого нет ИНН, то в соответствующем поле ставится "0", но при этом обязательно должно быть заполнено поле "Код" - в нем нужно указать уникальный идентификатор начисления (индекс документа). В любом случае в поле "КПП налогоплательщика" в этом случае ставится "0".

В поле "Плательщик" вписываются данные о лице, которое фактически уплачивает налог (взносы). А в графе "Назначение платежа" указываются ИНН и КПП (для физлиц - только ИНН) лица, производящего платеж, и наименование (Ф.И.О.) плательщика, чья обязанность перед бюджетом по уплате налога (взносов) исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак "//".

Обратите внимание на поле 101 "Статус плательщика". До внесения изменений в Правила в нем нужно указать статус того лица, за которое налог уплачивается:

- "01" - налог платится за юрлицо;
- "09" - за ИП;
- "10" - за нотариуса, занимающегося частной практикой;
- "11" - за адвоката, учредившего адвокатский кабинет;
- "12" - за главу крестьянского (фермерского) хозяйства;
- "13" - за физлицо;
- "14" - за налогоплательщика, производящего выплаты физлицам.

До внесения изменений в Правила следует четко следовать рекомендациям ФНС России. Это необходимо для того, чтобы налоговые органы могли правильно идентифицировать плательщика и правильно отразить платежи в налоговых обязательствах налогоплательщиков.

Спасибо Нина Александровна .

Нередки ситуации, когда организация не имеет средств на уплату налогов, страховых взносов и прочих обязательных платежей в бюджет. Может ли в таком случае иное юрлицо уплатить налоги за организацию? А может ли это сделать ИП или обычное физлицо? С недавних пор оплата налогов за другого стала возможна, благодаря поправкам, внесенным в налоговое законодательство . В нашей статье мы рассмотрим эти новшества более подробно.

За третьих лиц разрешено платить налоги

Закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ внес поправки в статью 45 НК РФ. Если раньше платить налоги за себя мог только сам налогоплательщик за таким редким исключением, как например, уплата налогов правопреемником за реорганизованное лицо, то с 30 ноября 2016 г. задолженность перед бюджетом по налогам и сборам за него могут погашать любые другие организации, ИП и даже физлица, например, директор компании.

Теперь возможна не только оплата налогов за другое лицо, но и уплата за него госпошлины. Ведь госпошлина, согласно ст. 333.16 НК РФ относится к сборам, взимаемым при обращении в госорганы, и для нее действуют те же правила оплаты.

Перечень лиц, которые могут перечислить оплату в бюджет за кого-либо, Налоговым кодексом не ограничен: за юрлицо могут уплатить налоги как другое юрлицо, так и ИП, или физическое лицо, а равно - оплату налогов за ИП и физлиц могут производить другие ИП и физлица, а также организации.

Такой подход, конечно же, очень удобен для всех налогоплательщиков. Например, организация должна уплатить по сроку какой-либо налог, и уже наступил последний день для уплаты, но средств на расчетном счете недостаточно. Раньше в такой ситуации организация неминуемо нарушила бы сроки, в результате чего, кроме самого налога, пришлось бы платить штрафы и пени. Произвести оплату налога за другое юридическое лицо в 2017 году, чтобы не нарушать срок, может, например, директор из своих личных средств, или сторонняя организация, при этом обязанность налогоплательщика будет считаться исполненной, а платеж не останется невыясненным.

Точно также, любое физлицо или ИП может произвести оплату налогов за другого человека: например, муж уплатит в банке налог по уведомлению, пришедшему на имя его жены, или дети перечислят налоги за своих родителей. Не имеет значение, каким образом погашается налоговая задолженность: наличными через банк, банковской картой или через платежные онлайн-сервисы.

Страховые взносы: оплата за третьих лиц возможна

До 2017 года законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ не допускалась возможность уплаты страховых взносов за других лиц. С 01.01.2017 ситуация изменилась – закон № 212-ФЗ прекратил свое действие, взносы перешли под контроль ФНС, плюс вступили в силу новшества, внесенные в НК РФ законом № 401-ФЗ (пп. «ж» п. 6 ст. 1 закона № 401-ФЗ).

В 2017 г. за третьих лиц можно перечислять (п. 9 ст. 45 НК РФ):

  • «пенсионные» взносы,
  • взносы на ОМС,
  • взносы на случай заболевания и материнства.

Это не относится лишь к взносам на «травматизм», которые остались в ведении ФСС, а значит, положения НК РФ на них не распространяются. «Травматические» взносы страхователь должен уплачивать в ФСС сам.

Перечисление платежей за третьих лиц

Нужно отметить, что погашать за других можно не только текущие налоги, сборы и страховые взносы, но и недоимку по ним за прошлые периоды . При этом никаких разрешений от ИФНС или фондов получать не требуется.

После оплаты налогов за третьих лиц, плательщик не вправе потребовать возврата уплаченной суммы из бюджета (п. 1 ст. 45 НК РФ).

При УСН «доходы минус расходы» учесть у себя в расходах суммы налогов и взносов, уплаченных иным лицом, налогоплательщик сможет только после того, как возместит свою задолженность этому лицу (пп.3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Как оформить платежное поручение на оплату налога за другое юридическое лицо?

Пример

ООО «Альянс» должно перечислить в бюджет 18 155 руб. НДФЛ с зарплаты за февраль, но на его расчетном счете нет денежных средств, поэтому, по взаимной договоренности, за него перечисляет налог ООО «Волна». При заполнении платежки мы будем руководствоваться информацией ФНС РФ «О налоговых платежах, перечисленных иным лицом» и письмом ФНС РФ от 17.03.2017 № ЗН-3-1/1850.

Обратите особое внимание, что в полях «ИНН плательщика» и «КПП» надо указать ИНН и КПП организации, за которую платится налог (в нашем примере ООО «Альянс»), а в поле «Плательщик» указывается наименование того, кто платит (ООО «Волна»). В то же время, в поле «Назначение платежа» нужно указать ИНН и КПП того, кто платит (ООО «Волна»), а затем наименование организации, за которую осуществляется платеж (ООО «Альянс»). Информация о налогоплательщике отделяется от прочей информации знаком «//».

В поле «101» в данном случае никакой особенный статус плательщика не предусмотрен, он указывается в зависимости от статуса того, чья обязанность по уплате налога исполняется (ООО «Альянс»): 01 – при уплате за юрлицо.

В остальном платежное поручение при оплате налогов за другое юридическое лицо заполняется как обычно.

По общему правилу налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. При этом обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы. В данном случае под самостоятельной уплатой налогов понимается уплата налога налогоплательщиком от своего имени и за счет своих собственных средств (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Более года назад появилась возможность уплаты налога за налогоплательщика иным лицом. Соответствующие изменения в указанную норму вступили в силу 30.11.2016.

Как правильно оформить процедуру исполнения обязанности по уплате налога иным лицом? Какие налоговые последствия могут при этом возникнуть у налогоплательщика и иного лица? Читайте в предложенном материале.

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ ВОЗНИКАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ УПЛАТЫ НАЛОГОВ ЗА ИНОЕ ЛИЦО.

Внося изменения в ст. 45 НК РФ, законодатель преследовал одну цель: улучшение условий исполнения обязанности по уплате налогов. Отметим, что в рассматриваемой ситуации интересы налоговиков, как главных сборщиков налогов и страховых взносов, и бизнеса (в лице организаций и индивидуальных предпринимателей) совпали:

  • во-первых, чем больше возможностей у налогоплательщика исполнить свои обязательства – в данном случае уплатить налоги, тем проще и удобнее это сделать;
  • во-вторых, на практике многие организации объединены в так называемые холдинги, хотя де-юре они состоят из самостоятельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И чтобы лишний раз не перекидывать деньги со счета на счет, проще сразу уплатить налоги за нужное лицо;
  • в-третьих, нередко встречается ситуация, когда необходимо срочно погасить налоговую задолженность, например, для участия в тендере, а денег на счете нет, но это готов сделать учредитель организации или контрагент.

Можно привести еще ряд причин, по которым у организаций и индивидуальных предпринимателей возникает необходимость уплаты налогов за иное лицо или иным лицом. В настоящее время такая возможность есть.

К сведению:
НК РФ не предусмотрен зачет излишне уплаченных налогоплательщиком или излишне взысканных с налогоплательщика налогов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей или погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам иного лица (Письмо Минфина России от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).

ПРАВИЛА УПЛАТЫ НАЛОГОВ ИНЫМ ЛИЦОМ.

Основные правила уплаты налогов иным лицом следующие:

1. Уплата налога (страховых взносов) может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. НК РФ не устанавливает никаких ограничений в отношении иного лица, соответственно, таким лицом может быть юридическое или физическое лицо, имеющее или не имеющее никакого отношения к налогоплательщику, то есть любое третье лицо (). В прямо сказано, что при определении понятия «иное лицо» необходимо руководствоваться п. 2 ст. 11 НК РФ об определении понятия «лица (лицо)» для целей применения актов законодательства о налогах и сборах, то есть под иным лицом понимаются организации и (или) физические лица.

2. Данный порядок применяется не только в отношении налогов, но и в отношении страховых взносов, сборов, пеней, штрафов и распространяется на плательщиков налогов, страховых взносов, сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Никаких исключений по видам налогов и сборов НК РФ не установлено. Напомним также, что действие НК РФ не распространяется на страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 ст. 2 НК РФ). Соответственно, эти страховые взносы страхователь должен уплатить только самостоятельно.

3. Уплата налога по конкретной операции реализации товаров (работ, услуг) Налоговым кодексом не предусмотрена (Письмо Минфина России от 09.06.2017 № 03-02-07/1/37101). Например, покупатель при приобретении у продавца товаров (работ, услуг) не может уплатить налог на прибыль с данной конкретной операции.

4. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета иного лица, в случае уплаты им налога за налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

5. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае отзыва лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, или возврата банком такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ, в случае наличия ошибок в платежном поручении, также при отсутствии достаточных средств на счете.

6. Поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н (далее – Приказ № 107н).

7. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога. Это означает, что с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога в налоговый орган должен обратиться налогоплательщик, то есть лицо, в отношении которого был произведен платеж (Письмо Минфина России от 14.06.2017 № 03-05-06-03/36715).

Обратите внимание:
Поскольку положение пп. 7 п. 3 ст. 45 НК РФ (возмещение ущерба, причиненного налоговыми преступлениями) дополнительно гарантирует защиту прав налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов, плательщиков сборов, налоговых агентов, оно на основании п. 3 ст. 5 НК РФ имеет обратную силу и распространяется на платежи, внесенные третьими лицами за налогоплательщиков до вступления рассматриваемых изменений в силу, то есть до 30.11.2016.

Соответственно, обязанность налогоплательщика-предприятия по уплате налога считается исполненной в день уплаты налога за него иным лицом (например, генеральным директором этого предприятия) ранее 30.11.2016 (письма Минфина России от 28.02.2017 № 03-02-08/11089 , ФНС России от 14.08.2017 № СА-18-22/749@).

ОСОБЕННОСТИ ЗАПОЛНЕНИЯ ПЛАТЕЖНЫХ ПОРУЧЕНИЙ ПРИ УПЛАТЕ НАЛОГА ЗА ИНОЕ ЛИЦО.

В связи с предоставлением права уплаты налогов за иное лицо Приказом от 05.04.2017 № 58н были внесены изменения в Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные Приказом № 107н. Это сделано в целях обеспечения достоверного учета налоговых платежей, перечисленных иным лицом: расчетный документ должен быть заполнен плательщиком правильно, чтобы на основании него можно было бы четко определить, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется.

При заполнении платежного поручения на уплату налогов за иное лицо проблем с заполнением реквизитов получателя платежа не возникает – указываются реквизиты налогового органа, но нужно особое внимание обратить на заполнение реквизитов плательщика платежа (см. таблицу):

  1. в полях «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо указать значение ИНН и КПП плательщика, за которого уплачивается налог;
  2. поле «КПП» плательщика заполняется только при уплате налога за юридическое лицо;
  3. в поле «Плательщик» необходимо указать информацию о лице, оформившем платежное поручение;
  4. для данной категории плательщиков не предусмотрен новый статус.

Таким образом, в реквизитах «ИНН» и «КПП» плательщика указываются значения ИНН и КПП плательщика, чья обязанность по уплате платежей в бюджетную систему РФ исполняется, а в реквизите «Назначение платежа» – значения ИНН и КПП лица, осуществляющего платеж (Информационное письмо ЦБ РФ от 21.06.2017 № ИН-017-45/31).

Поле платежного поручения Что указывается Примечание
«ИНН» плательщика (60) ИНН плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ исполняется Если у плательщика – физического лица ИНН отсутствует, то допускается указать ноль («0»), но при этом необходимо в поле «Код» проставить уникальный идентификатор начисления (УИН – индекс документа)
«КПП» плательщика (102) Значение КПП плательщика, чья обязанность исполняется При исполнении обязанности по уплате платежей за физических лиц в реквизите «КПП» плательщика указывают ноль («0»)
«Плательщик» (8) Информация о плательщике, осуществляющем платеж

– для юридических лиц – наименование юридического лица, исполняющего обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему РФ;

– для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и в скобках «ИП»;

– для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица

«Назначение платежа» (24) ИНН и КПП лица (для индивидуальных предпринимателей, физических лиц только ИНН), осуществляющего платеж

Данная информация указывается первой в реквизите «Назначение платежа». Для разделения информации об ИНН и КПП используется знак «//».

Для выделения информации о плательщике от иной информации, указываемой в данном поле, используется знак «//».

Затем указывается наименование налогоплательщика, чья обязанность исполняется (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и в скобках – «ИП», для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства)

«Статус плательщика» (101) Статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей исполняется

При исполнении обязанности:

– юридического лица – «01»;

– индивидуального предпринимателя – «09»;

– физического лица – «13»

Если третье лицо, которое уплатило налог за налогоплательщика, допустило ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшую неперечисление этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. Отметим, что подать соответствующее заявление вправе только сам налогоплательщик, а не иное лицо, которое фактически произвело платеж.

Хотелось бы отметить еще один важный момент: независимо от того, кто фактически производит уплату налогов, лицу, за которое они уплачиваются, необходимо иметь копию (реквизиты) платежного поручения, на основании которого прошел платеж. В дальнейшем это значительно облегчит взаимодействие с налоговыми органами.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С ИНЫМ ЛИЦОМ.

Если за налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) налоги (страховые взносы, сборы) уплачены третьим лицом, то между этими лицами должны быть оформлены документы, на основании которых был проведен платеж в бюджет.

Статья 45 НК РФ не предусматривает ограничений в части перечисления платежей в бюджетную систему РФ. При этом для целей учета налоговыми органами поступлений платежей, уплаченных иными лицами, не имеет значения, по каким гражданско-правовым основаниям произведено перечисление за налогоплательщика соответствующего платежа (Письмо ФНС России от 26.09.2017 № ЗН-3-22/6394@).

Также законодательство РФ о налогах и сборах не содержит требований к источникам формирования средств, за счет которых должна осуществляться уплата налогов (страховых взносов) (Письмо ФНС России от 11.05.2017 № ГД-4-8/8767@).

Из приведенных тезисов следует, что НК РФ не содержит специальных норм, направленных на регулирование отношений между налогоплательщиком и иным лицом при исполнении последним обязанности по уплате налога за налогоплательщика. Согласно разъяснениям, представленным в Письме ФНС России от 15.09.2017 № БС-4-21/18529@ , указанные отношения могут регулироваться исходя из гражданского законодательства с учетом принципа свободы в установлении участниками соответствующих отношений своих прав и обязанностей на основе договора (например, договора поручения и т. п.) и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора в соответствии со ст. 1, 421 ГК РФ.

Поскольку граждане и юридические лица свободны в заключении договора, на практике возможны разные варианты документального оформления взаимоотношений налогоплательщика и третьего лица, уплатившего за него налоги, например:

  • если в качестве иного лица выступает контрагент, являющийся дебитором налогоплательщика, то можно заключить договор поручения или соглашение на перечисление налога в бюджет за налогоплательщика, или налогоплательщик может просто написать письмо своему контрагенту с просьбой уплатить налог, который затем будет зачтен в счет погашения дебиторской задолженности;
  • если налогоплательщика и его контрагента не связывают в данный момент договорные отношения, то можно заключить договор займа (процентный или беспроцентный) на сумму уплаченного в бюджет налога;
  • если в качестве иного лица выступает учредитель организации, то можно заключить как договор займа, так и договор дарения с физическим лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ) или договор безвозмездного целевого финансирования с организацией.

Отметим, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться обязательно в письменной форме (пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Документальному оформлению отношений с лицом, уплатившим за налогоплательщика налог, нужно уделить особое внимание, поскольку в зависимости от выбранного варианта документального оформления операции по уплате налога иным лицом будут разными налоговые последствия.

Рассмотрим, например, ситуацию, когда за организацию уплатило налог на прибыль иное лицо. Какие возможны последствия с точки зрения уплаты налога на прибыль в этом случае для налогоплательщика?

Первый вариант: иное лицо – контрагент, являющийся дебитором (не важно организация это или индивидуальный предприниматель), с которым имеются договорные отношения по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг). Налогоплательщик-организация заключает со своим контрагентом договор поручения на уплату налога или просто пишет ему письмо с просьбой уплатить налог на прибыль. В данном случае никаких дополнительных налоговых последствий для целей исчисления налога на прибыль не возникает ни для той, ни для другой стороны.

Второй вариант: организацию не связывают никакие договорные отношения с иным лицом, уплатившим за нее налог на прибыль, а для уплаты этого налога был заключен договор займа. В соответствии с п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей, в нашем случае – с момента уплаты налога на прибыль за организацию в бюджет. По общему правилу договор денежного займа предполагает уплату заемщиком процентов, но стороны могут договориться и о предоставлении беспроцентного займа (ст. 809 ГК РФ).

Денежные средства, полученные по договору займа, а также суммы, полученные в счет его погашения, не учитываются для целей налогообложения прибыли в составе доходов (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно, никаких налоговых последствий для целей исчисления налога на прибыль для организации и третьего лица также не возникает.

Третий вариант: иное лицо – учредитель организации. Если учредитель заключает с организацией договор займа, то действуют правила, приведенные во втором варианте.

Если учредитель – физическое лицо заключает договор дарения или учредитель – юридическое лицо оформляет договор безвозмездного целевого финансирования с организацией, то определяющим фактором будет размер доли этого учредителя (физического лица или организации). Согласно пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

а) от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;

б) от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации и на день передачи имущества получающая организация владеет на праве собственности указанным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде);

в) от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При соблюдении приведенных критериев предоставление безвозмездной помощи учредителем организации налогообложению не подлежит. Если приведенные условия не выполняются, то вся сумма уплаченного иным лицом налога на прибыль будет являться внереализационным доходом организации на основании п. 8 ст. 250 НК РФ как безвозмездно полученное имущество.

В 2017 году налоги, сборы, страховые взносы за налогоплательщика может уплатить иное лицо. Никаких ограничений по видам налогов и сборов, а также по суммам налогов и лицам, которые могут это сделать, НК РФ не установлены. При этом лицо, уплатившее за налогоплательщика налоги в бюджет, не вправе требовать возврата уплаченной суммы.

Приказом № 107н установлены особенности оформления платежного поручения при уплате налогов за иное лицо.

Важным моментом является документальное оформление взаимоотношений между налогоплательщиком и иным лицом, которое провело платеж в бюджет. От этого зависят налоговые последствия для целей уплаты налога на прибыль организации.