Маршал авиации савицкий евгений яковлевич. Маршал савицкий и его крылатая семья. С ринга - в небо



Родился 11 (24) декабря 1910 года в городе Новороссийск (Краснодарский край). После ранней смерти отца бродяжничал, затем воспитывался в детской трудовой коммуне. Трудовую деятельность начал подручным в порту, затем на судоверфи слесарем. Окончил школу ФЗУ при цементном заводе "Пролетарий", работал механиком по ремонту автомобилей, шофёром. С ноября 1929 года в рядах Красной Армии. В 1932 году окончил 7-ю Сталинградскую военную школу лётчиков, оставлен в ней инструктором-лётчиком, временно исполнял должность командира звена. С февраля 1934 по февраль 1936 гг. - командир звена, командир авиационного отряда 18-й лёгкой штурмовой эскадрильи (в Киеве); с февраля 1936 по июль 1937 гг. - командир авиационного отряда 32-й штурмовой эскадрильи ВВС 1-й Отдельной Краснознамённой армии; с июля 1937 по сентябрь 1938 гг. - исполняющий должность командира 61-го разведывательного авиационного отряда; с сентября 1938 по сентябрь 1940 гг. - помощник командира и командир 29-го авиационного полка 26-й авиационной бригады ВВС Дальневосточного фронта; с сентября 1940 по апрель 1941 гг. - командир 3-го истребительного авиационного полка; с апреля 1941 по февраль 1942 гг. - командир 29-й истребительной авиационной дивизии в составе ВВС Дальневосточного фронта.

С конца 1941 года майор Е. Я. Савицкий на фронтах Великой Отечественной войны. До начала 1942 года проходил боевую стажировку под Москвой (предположительно в составе 172-го ИАП). Затем занимал должности командующего ВВС 25-й армии Дальневосточного фронта (февраль - май 1942 г.), командира 205-й Кировоградской истребительной авиационной дивизии (с 5 мая по ноябрь 1942 г.), командующего авиационной группой 17-й Воздушной армии (ноябрь - декабрь 1942 г.), командира 3-го истребительного авиационного корпуса (с 10 декабря 1942 года и до конца войны).

К марту 1944 года командир 3-го истребительного авиационного корпуса (8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) генерал-майор авиации Е. Я. Савицкий совершил 107 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1324).

К концу войны командир 3-го истребительного Никопольского орденов Суворова и Кутузова авиационного корпуса (16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) генерал-лейтенант авиации Е. Я. Савицкий совершил 216 боевых вылетов, провёл 81 воздушный бой, сбил лично 22 и в группе 2 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны продолжал служить в ВВС и ПВО на различных командных должностях. С апреля 1980 года маршал авиации Е. Я Савицкий - военный инспектор и советник Группы генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. Жил в Москве. Умер 6 апреля 1990 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Бронзовый бюст дважды Героя установлен в городе Новороссийск. Его именем назван Пушкинский военный институт радиоэлектроники Космических войск. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина (11.05.1944, 02.06.1945, ...), Октябрьской Революции (23.12.1980), Красного Знамени (16.03.1942, 23.11.1942, ...), Суворова 2-й степени (19.03.1944), Кутузова 2-й степени (26.07.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-й и 3-й степени; медалями, иностранными орденами.


* * *



Список известных воздушных побед Е. Я. Савицкого:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
28.06.1942 1 Ме-109 Гатище - Юрское ЛаГГ-3
27.07.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/3) севернее Воронеж
15.09.1942 1 ФВ-190 юго-восточнее Конь - Колодезь Ла-5
20.04.1943 1 Ю-87 Крымская Як-1, Як-9.
05.05.1943 1 Ме-109 севернее Крымская
29.09.1943 1 Ю-88 западнее Вишневский
27.10.1943 1 Ю-88 юго-восточнее Ново-Рубиновка
03.01.1944 1 Ме-109 Трудолюбовка
02.03.1944 1 Ме-109 Райзендорф
13.03.1944 1 Хе-111 аэродром Райзендорф (ночью)
09.04.1944 1 Ме-109 юго-западнее Тархан
01.07.1944 1 "Шторх" восточнее Минск
17.01.1945 1 Ме-109 юго-западнее Сохачев Як-3
19.01.1945 1 ФВ-190 северо-западнее Пиляшкув
03.03.1945 1 ФВ-190 севернее Пиритц
06.03.1945 1 Ю-87 восточнее Альтдамм
11.03.1945 1 ФВ-190 северо-восточнее Грайфенхаген
17.04.1945 1 ФВ-190 Берлин
23.04.1945 1 ФВ-190 Басдорф

Всего сбитых самолётов - 22 + 2 ; боевых вылетов - 216; воздушных боёв - 81.

За отсутствием полных данных из оперативных и отчётных документов частей и соединений итоговый боевой счёт лётчика
приводится на основании Представления к званию дважды Героя Советского Союза и может оказаться завышенным.

Из фотоматериалов разных лет:



Черноморской губернии (ныне Краснодарского края) 11 (24) декабря 1910 года. Русский. Член КПСС с 1931 года.

В Советской армии с 1929 года. В 1932 году окончил военную школу пилотов. С 1937 года на командных должностях: командир звена, эскадрильи, полка. В 1941 году командовал 29-й истребительной авиационной дивизией на Дальнем Востоке.

На фронтах Великой Отечественной войны воевал с января 1942 года. В том году занимал должности командующего ВВС 25-й армии, командира 205-й (Кировоградской) истребительной авиационной дивизии, командующего авиагруппой 17-й воздушной армии. В декабре 1942 года назначен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса, коим он руководил до конца войны. К марту 1944 года в воздушных боях генерал-лейтенант Савицкий сбил 15 самолётов противника.

Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 11 мая 1944 года за умелое руководство корпусом и 107 боевых вылетов, в которых он сбил 15 самолётов противника.

К концу войны на счету Савицкого значилось 22 сбитых лично и 2 в группе самолётов противника. 5 июня 1945 году Савицкий был награждён второй медалью Золотая Звезда.

В 1948 году назначен командующим авиацией ПВО. В 1955 году окончил Академию Генерального штаба.

Звание Маршал авиации присвоено в 1961 году.

С 1966 года назначен заместителем главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1980 года в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 6-го созыва. Был кандидатом в члены ЦК КПСС.

Дочь Савицкого Светлана стала лётчиком-космонавтом, совершила два полёта в космос и также дважды удостоена звания Героя Советского Союза.

Скончался в 1990 году в Москве.

Награды

  • Лауреат Ленинской премии 1978
  • Заслуженный военный лётчик СССР
  • 3 ордена Ленина
  • Орден Октябрьской Революции (23.12.1980)
  • 5 орденов Красного Знамени
  • Орден Суворова 2 степени
  • Орден Кутузова 2 степени
  • Орден Отечественной войны 1 степени,
  • 2 ордена Красной Звезды
  • Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II-й и III-й степени
  • Медали
  • Иностранные ордена

Память

  • Бронзовый бюст Героя в Новороссийске .
  • Похоронен на Новодевичьем кладбище
  • Памятная табличка на доме где жил Савицкий Е.Я в г. Москве
  • В честь Савицкого Е. Я. названа улица в Москве в микрорайоне Щербинка Южного Бутова, в июне 2010 года на одном из домов открыта памятная доска.

Библиография

  • В небе над Малой землей. Краснодар, 1980;

    Евгений Яковлевич Савицкий 24 (по ст.ст.11) декабря 1910 6 апреля 1990 Прозвище позывной «Дракон» Место рождения Новороссийск, Российская империя … Википедия

    Савицкий Евгений Яковлевич Энциклопедия «Авиация»

    Савицкий Евгений Яковлевич - Е. Я. Савицкий Савицкий Евгений Яковлевич (1910—1990) — советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков … Энциклопедия «Авиация»

    Савицкий Евгений Яковлевич - Е. Я. Савицкий Савицкий Евгений Яковлевич (1910—1990) — советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков … Энциклопедия «Авиация»

    Савицкий Евгений Яковлевич - Е. Я. Савицкий Савицкий Евгений Яковлевич (1910—1990) — советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков … Энциклопедия «Авиация»

    - (р. 1910) маршал авиации (1961), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну командир истребительной авиадивизии и авиакорпуса, сбил лично 22 и в группе 2 самолета. В 1966 80 заместитель главнокомандующего Войсками… … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 11(24).12.1910, Новороссийск], советский военачальник, маршал авиации (1961), дважды Герой Советского Союза (11.5.1944 и 2.6.1945), заслуженный военный лётчик СССР (1965). Член КПСС с 1931. В Советской Армии с 1929. Окончил Военную школу… … Большая советская энциклопедия

    - (1910 1990) советский военачальник, маршал авиации (1961), заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу лётчиков (1932), Высшую военную академию (1955; позже Военная… … Энциклопедия техники

    - (1910 1990), маршал авиации (1961), Герой Советского Союза (1944, 1945). В Великую Отечественную войну командир истребительной авиадивизии и авиакорпуса, сбил лично 22 и в группе 2 самолёта. В 1966 80 заместитель главнокомандующего Войсками ПВО… … Энциклопедический словарь

    - (24.12.1910 1990) летчик истребитель, дважды Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии (1978), маршал авиации (1961). Во время войны командовал 3 иак. Сбил лично 22 самолета противника и 2 в группе. После войны командовал авиацией ПВО… … Большая биографическая энциклопедия

Светлана Савицкая установила восемь мировых рекордов в пилотировании, став настоящим асом. Она стала второй после Терешковой женщиной, покорившей космос. Этими достижениями она добавила славы своей фамилии. Ее отец - маршал Савицкий, пилот-ветеран Великой Отечественной и кавалер двух золотых звезд Героя.

Жизнь всей этой семьи связана с небом. Лидия Павловна, жена легендарного аса, тоже была во время войны доблестной летчицей, за свои подвиги она награждена боевым орденом, «Красной Звездой».

Евгений Савицкий воспитывался в обычной трудовой семье. В 1917 году он, осиротев, покинул отчий дом. Судьба беспризорника изменилась после того, как он попал в детдом, а затем в ремесленное училище. После ФЗУ он, работая на цементном заводе, освоил несколько рабочих профессий и проявил способности к освоению сложной техники.

Следуя девизу тех лет «Комсомолец - на самолет!» девятнадцатилетний юноша стал учвоенлетом 4-й Сталинградской авиашколы, где упорно изучал материальную часть и осваивал навыки пилотирования. После ее окончания будущий маршал Савицкий распределяется в Дальневосточный военный округ, где уже в 1929 году применяет полученные знания во время боевых операций на границе.

К началу войны он уже опытный летчик, обучающий новое поколение молодых пилотов. Майор Савицкий рвется на фронт, но ему отказывают, мотивируя нужностью высококлассных инструкторов в тылу. Осенью 1941 года ему все же удается попасть в боевую часть как стажеру. Истребитель ЛаГГ-3 - его первая боевая машина, и летчик использует все ее возможности, сбивая «Мессершмитт - 109» и чуть не погибая сам. Новый, 1942 год, Савицкий Евгений Яковлевич отмечает, выполняя задание особой важности, нанося сверхточный удар по немецкому штабу.

Настойчивость пилота дает результаты, его назначают командовать 205-й авиадивизией, с которой ему довелось пройти славный боевой путь. ВВС - особый командиры-летчики участвуют в воздушных боях наравне со всеми. Теперь он летает на «Яках», которым сохраняет верность все четыре страшных года. Исключение составляет именной «Лавочкин-5» с надписью «Валерий Чкалов» на фюзеляже, подаренный тружениками-горьковчанами.

В 1944 году самолет был сбит огнем зениток противника, при вынужденной посадке ас получил травму позвоночника. В тот день ему присвоили воинское звание генерал-лейтенанта и наградили первой звездой Героя.

Всего в течение войны летчик Савицкий сбил двадцать два вражеских самолета, не считая групповых побед и штабного «Шторха» уже над Берлином. Кстати, именно на таком мог попытаться сбежать от возмездия Адольф Гитлер.

После войны герой не почил на лаврах, а осваивал новые типы самолетов и руководил учебной работой в ВВС Савицкий стал автором увлекательных книг о советской авиации и истории войны в воздухе.

В 63-летнем возрасте прославленный пилот совершил свой последний в жизни полет. Можно лишь догадываться о тех эмоциях, которые он испытывал, поднимая в воздух сверхзвуковой перехватчик. Возможно, вспоминал свой Як-3…

Ушел из жизни маршал Савицкий в 1990 году, не дожив до развала страны, которую любил и защищал, как мог.

Старые летчики не умирают, они взлетают и остаются на небесах.

Родился 24 Декабря 1910 года в городе Новороссийске (Краснодарский край), в семье рабочего. Окончил школу ФЗУ, работал шофёром. С 1929 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Сталинградскую военную школу лётчиков. Служил на Дальнем Востоке.

На фронтах Великой Отечественной войны с Мая 1942 года. Сражался на Воронежском, Юго - Западном, Сталинградском, Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Был командиром авиадивизии, сводной авиагруппы, авиакорпуса.

Командир 3-го истребительного авиационного корпуса (8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) Генерал - Майор Е. Я. Савицкий за умелое руководство корпусом, 107 боевых вылетов, в которых к Марту 1944 года сбил 15 самолётов противника, 11 Мая 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны командир того же корпуса (16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Генерал - Лейтенант авиации Е. Я. Савицкий совершил 216 боевых вылетов, в 110 воздушных боях сбил лично 22 и в составе группы 2 самолёта противника. 2 Июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны на ответственных должностях в ВВС Советской Армии. С 1948 года командующий авиацией ПВО. В 1955 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1961 года - Маршал авиации. С 1965 года Заслуженный военный лётчик СССР. С Июня 1966 года заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1980 года - в Группе генеральной инспекции Министерства обороны СССР. На XXII съезде КПСС избирался кандидатом в члены ЦК. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва. Награждён орденами Ленина (трижды), Октябрьской Революции, Красного Знамени (пять), Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями, иностранными орденами. Бронзовый бюст установлен на родине. Автор книг - "В небе над Малой землей", "Небо - для смелых", "Я - "Дракон" Атакую!..", "Полвека с небом". Умер в 1990 году.

Легендарный авиационный командир и признанный воздушный боец, свой первый "Мессер" он сбил под Москвой в конце 1941 года, а последний, лёгкий самолёт связи Fi-156 "Шторх", над самым центром Берлина 27 Апреля 1945 года. По традиции, принятой среди советских асов, этот лёгкий, часто безоружный самолёт не был записан на его личный счет: у рыцарей всех времен лёгкая добыча считалась презренной...

Евгений Савицкий родился 24 Декабря 1910 года в Новороссийске в семье железнодорожного стрелочника. В 12 лет, после смерти отца, он покинул родительскую хибару и стал... беспризорным. Потом были детский дом, школа, комсомол, профессия дизелиста, шофёра, рабочего цементного завода. В конце 1929 года в составе группы содействия ГПУ в бою с бандой будущий Маршал принял боевое крещение.

Лучшие дня

В 19 лет его, пытливого и любознательного комсомольского вожака, направили в Сталинградскую военную авиационную школу, которую он закончил в 1932 году. Затем 2 года служил в училище лётчиком - инструктором, а строевую службу начал в Киеве, уже командиром отряда. В небе цветущей Украины ему довелось летать недолго; вскоре он был назначен командиром 61-го отдельного отряда особого назначения и переведён на Дальний Восток. Там же, на Амуре, уже в должности командира 31-й истребительной авиационной дивизии, застала его война.

На фронт Майору Савицкому удалось вырваться в Ноябре 1941 года, на стажировку. В считанные дни разобравшись с необходимыми штабными делами, он, занимая должность комдива, как командир звена принял участие в боевой работе на истребителе ЛаГГ-3. В первом же боевом вылете сбил Ме-109, сам попал под удар - спасла бронеспинка. Под Новый год его неожиданно вызвал командующий Западным фронтом Г. К. Жуков и приказал уничтожить здание, где располагался штаб немецкого корпуса. Несмотря на сложные погодные условия, лётчик чётко провёл результативную штурмовку - Савицкий удачи не упускал.

Лишь летом 1942 года, после настойчивых просьб и рапортов, ему удалось вернуться на фронт. Командующий ВВС 25-й общевойсковой армии Полковник Е. Я. Савицкий был назначен командиром 205-й истребительной авиационной дивизии, входившей во 2-ю Воздушную армию. С новым назначением он потерял в должности, но попал в действующую армию. "Предложили бы эскадрилью, звено, наконец, - и на это, скорее всего, согласился бы. Бог с ней, с высокой должностью, мне было не до чинов - лишь бы сражаться с врагом, бить его, гнать с нашей земли к чертовой матери!.. А должности - дело наживное, такая война скоро не кончится", - вспоминал позднее Евгений Яковлевич.

С момента возвращения на фронт Савицкий воевал исключительно на "Яках", в совершенстве освоив все типы истребителей этой марки, став её горячим патриотом, показав не только высокое лётное, но и немалое дипломатическое искусство.

Следует отметить тот факт, что существует несколько фотографий Савицкого на фоне именного самолёта Ла-5 - построенного на средства трудящихся Горьковской области ("Эскадрилья "Валерий Чкалов"). При этом, на одном из фото он стоит рядом со своим ведомым В. Меркуловым.

В боях под Харьковом и Сталинградом он проявил себя зрелым и грамотным командиром, а оптимизм и энергичность, с какими он решал самые сложные задачи, создавали впечатление удачливости молодого комдива... В начале 1943 года он был назначен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса и приступил к формированию этого соединения. С ним Е. Я. Савицкий прошёл всю войну, громя врага в боях на Кубани, иад полями Украины и в небе Крыма, при освобождении Белоруссии, Польши и далее - вплоть до Берлина.

В Марте 1943 года Полковнику Е. Я. Савицкому было присвоено первое Генеральское звание. В начале Апреля он был вызван к И. В. Сталину, который обрисовал задачи корпуса в грядущем сражении, и уже 20 Апреля в составе 4-й Воздушной армии лётчики корпуса провели свои первые бои, сбив за день 47 самолётов противника. Один неприятельский бомбардировщик уничтожил сам командир корпуса. А через неделю его Як-1 был сбит очередью стрелка с Ju-87. Савицкий приводнился с парашютом, и вновь ему повезло: он был подобран катерниками неподалеку от своего родного Новороссийска.

После Кубани в составе Южного (позднее 4-го Украинского) фронта, 3-й ИАК под командованием Генерал - Майора Савицкого участвовал в боях на реке Молочной, под Никополем, в Крыму. За 107 боевых вылетов и 15 самолётов противника, сбитых к Марту 1944 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Для Савицкого были характерны передовые взгляды на боевое применение авиации. В полках его корпуса прошли обкатку и утвердились многие новинки боевой техники: здесь и радиолокационные станции, и самые современные модификации "Яков", и новейшие системы вооружения истребителей. Как командир он сумел создать условия роста боевого мастерства подчинённых ему лётчиков. Тщательно планируя боевые задания, он сам поднимал свой истребитель в составе ударных и прикрывающих групп, совершал боевые вылеты с большинством лётчиков своего корпуса, вникал в нюансы быта и технического обслуживания. Под его командованием сражались такие выдающиеся асы, как С. Моргунов и И. Федоров, П. Тарасов и М. Пивоваров, А. Осадчиев и Н. Павлушкин, В. Меркулов и С. Маковский.

Вечером 11 Мая 1944 года в воздушном бою над мысом Херсонес, последним оплотом немцев в Крыму, самолёт Савицкого, уже "севший на хвост" очередному Ме-109, был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Он сумел перетянуть на свою территорию и тут же, на заросшей кустами поляне, приземлил машину на фюзеляж. При посадке получил компрессионный перелом трёх позвонков, но остался в строю. Вечером этого запомнившегося на всю жизнь дня он узнал о присвоении ему званий Героя Советского Союза и Генерал - Лейтенанта авиации.

Из Крыма корпус Савицкого был переведён в Белоруссию, где принял участие в поддержке с воздуха частей, занятых в операции "Багратион". Позднее его лётчики обеспечивали прикрытие и поддержку 5-й армии и 3-го Гвардейского мехкорпуса, осуществлявших наступление на Вильнюс.

В ходе Висло - Одерской операции его корпусу, только что полностью перевооружённому на Як-3, было поручено прикрытие переправ через Вислу. В условиях быстрого наступления советских войск вопросы базирования возникали весьма остро. В паре со своим ведомым С. Самойловым он неоднократно лично разведывал новые аэродромы и площадки, опробывал их пригодность. В Восточной Пруссии во время весенней распутицы несколько полков корпуса взлетали и садились на участок шоссе, длина и ширина которого были вдвое меньше нормативных требований... Первым с импровизированного аэродрома взлетел сам Савицкий.

В небе Германии он одержал последние 3 победы (последнюю официально - 11 Марта 1945 года), доведя счёт до 22 самолётов противника, сбитых лично и 2 - в группе с товарищами (ещё 2 самолёта он уничтожил на земле). Здесь же Савицкий совершил свой последний, 216-й боевой вылет. А всего 3-й ИАК за 2 года своего существования сбил 1953 вражеских самолёта.

Говоря о фактическом боевом счёте Савицкого, следует помнить, что его последняя личная победа, одержанная 27 Апреля 1945 года над Берлином, на была включена в официальный список. Кроме того, на его счёт можно записать ещё одну групповую победу. Сам Евгений Яковлевич пишет об этом случае так:

"...В тот же день мне вместе с группой Майора Слизень удалось поработать с нового аэродрома Парубанок. Связавшись по радио с танкистами, мы вылетели на перехват вражеских истребителей и сбили 4 самолёта. Одного из "Фоккеров" я мог бы записать на свой боевой счёт, но делать этого не стал. Немец, получив добрую порцию от кого - то из наших, пытался выйти из боя и уже дымил. Моя очередь, как мы это называли, лишь добила подранка..."

Генерал Савицкий был всегда там, где накалялась обстановка. Будучи лётчиком высшего класса и отличным воздушным бойцом, он обладал безграничной смелостью и отвагой и вдохновлял личным примером лётчиков корпуса на героические подвиги. Отлично разбираясь в обстановке и в вопросах применения авиации, он всегда изыскивал новые приёмы боевых действий истребителей, которые обеспечивали бы победу над врагом. Наиболее полно его талант лётчика и военачальника проявился в Висло - Одерской и Берлинской операциях, где руководимый им лётный состав в ожесточённых боях нанёс огромный урон вражеской авиации и надёжно прикрывал войска 1-го Белорусского фронта.

О высоком лётном мастерстве Савицкого говорит случай, который произошёл в Июне 1945 года, когда его Як-3, был условно атакован английским "Темпестом". Комкор принял навязанный ему воздушный бой и трижды зашёл в хвост условному противнику, обыграв его по всем пунктам...

Вскоре после войны он был назначен начальником Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Занимая высшие посты в командовании ВВС и ПВО, Савицкий всегда с особенным интересом и вниманием относился к лётной работе. Он был среди пионеров советской реактивной авиации, именно ему принадлежала идея группового высшего пилотажа на реактивных самолётах, блестяще воплощённая во многих воздушных парадах. Ему довелось освоить десятки типов истребителей - от И-2 до МиГ-21, налетать полтора года - время, рекордное для истребителя, совершить 5586 посадок. Свой последний полёт он провёл 1 Июня 1974 года, в возрасте 63 лет. Дочь Евгения Яковлевича, Светлана, стала лётчиком - космонавтом, совершила 2 полёта в космос.

В его послужном списке были должности командующего авиацией ПВО и замглавкома войск ПВО страны, он был Маршалом авиации и дважды Героем, членом правительства и автором многих книг, но всегда, со времени своего первого полёта в 1930 году и до самой смерти в 1990 году, он прежде всего оставался лётчиком.